10.03.2011

Процесс создания информационной статьи состоит из нескольких этапов: сбор и обработка информации, составление плана, написание чернового варианта. Вычитка и правка текста. Сегодня предлагаю поговорить о первом, весьма важном этапе, от качества выполнения которого во многом будет зависеть качество статьи – работе с материалом.

К огромному сожалению, многие авторы не придают должного значения работе с материалом. Получив заказ на написание статьи, скажем, об очистителях воздуха, они, недолго думая, вбивают в поиск фразу «очистители воздуха статьи», получают список статей, написанных их предшественниками. Читают и пишут свое вольное изложение данных текстов. Ситуация повторяется из раза в раз. Подвергаясь бесконечному рерайту, исходный текст размножается, расползается по Интернету, однако качество его не улучшается. Скорее, наоборот.

Но где же выход из положения, спросите вы? Ведь не может один человек разбираться во всех темах? Ладно, про кулинарию и воспитание детей можно написать, основываясь на личном опыте. А если про те же воздухоочистители ни сном ни духом?

Не призываю вас писать из головы, придумывать и фантазировать. Призываю вас проводить небольшие журналистские расследования и следовать советам, которые помогают мне писать информационные статьи на разные темы.

1. Ищите первоисточники

Раз и навсегда забудьте про словосочетание «ваша тема + статьи». Статьи ваших коллег могут быть максимум исходником под рерайт. Статьи успешных коллег могут быть образцом и примером, но не более того. Ищите первоисточники: определения и статьи из энциклопедических словарей, мнения ученых и экспертов в данной области, инструкции и технические описания, отзывы пользователей, фотографии и видео.

2. Делайте собственные выводы

На основе полученного материала. О модели воздухоочистителя «А» вы нашли массу лестных отзывов. А модель «Б» слишком сильно шумит. Зато у модели «В» эргономичный дизайн. Все эти выводы можно сделать, только просмотрев несколько страниц с описаниями моделей и отзывами о них на сайте «М-видео». Поделитесь сделанными наблюдениями с читателями.

3. Предоставляйте цифры и факты

Чтобы ваши выводы не были голословными, а статья не казалась переливанием из пустого в порожнее, не стесняйтесь добавлять в статью цифры. Это могут быть технические характеристики предмета, ценовой диапазон, цифры статистики. «Модель А отличается привлекательной ценой и обойдется вам в 2999 рублей. Модель Б позволит сэкономить на покупке тысячу рублей, но потребляемая ею мощность в 2000Вт значительно увеличит ваши счета за электроэнергию».

Сделать вашу статью конкретной и полезной помогут подсказки, советы и примеры.

Где искать информацию?

Спектр ваших поисков будет сильно зависеть от темы статьи. Автор данного руководства посоветовал бы вам следующее:

А) Статьи о туризме, городах и странах

На крупных туристических сайтах можно найти массу отзывов и подробных отчетов туристов. Отзыв.ру, форум Винского, Майл Путешествия и многие другие сайты по запросам «туристические сайты», «сайты о путешествиях», «отзывы туристов» и т.д. вам в помощь.

Если вы готовите материал о каком-то городе или достопримечательности, копните историю, поищите в Интернете видео о стране. Копирайтеру очень пригодится подписка на издания вроде GEO, GEO Traveler, Золотой Глобус, Наследие человечества и т.д.

Б) Статьи о недвижимости

Пишутся на основе цифр и фактов. Крупные порталы о недвижимости ведут статистику по городам, месяцам, вторичному и первичному рынку. На этих же сайтах можно найти прогнозы и выводы экспертов. Не забывайте, что колебания рынка часто связаны с экономическими и политическими событиями. Попробуйте отследить связь и сделать собственные рекомендации покупателю.

В) Статьи о новинках техники

Работу над обзором новой модели телефона или кухонного комбайна лучше начать с изучения его технических характеристик. Представьте процесс использования модели. У этого комбайна низкая мощность, значит, он сможет смешать тесто, но не сможет порубить мясо. А этот телефон имеет только сенсорное управление, значит, вряд ли стоит дарить его старикам-родителям. И так по каждой характеристике. Опять же не забываем про отзывы пользователей. Интернет-магазины крупных сетей – «М-видео», «Эльдорадо», «Техносила» и т.д. вам помогут.

Подбирая и изучая материал, держите поблизости бумагу и ручку, записывайте мысли, которые будут приходить в голову. Они потом лягут в основу будущей статьи. Структурировать материал поможет составление плана. И помните, что каждую статью нужно вычитывать минимум дважды, один раз желательно вслух, так вы услышите возможные речевые огрехи вашего текста.

Это первый весенний пост, поэтому хочу пожелать вам весеннего вдохновения. А для студентов курса напоминаю, что 12 марта вас ждет вебинар, где мы на практике будем учиться работать с материалом для статьи.

Уважаемые читатели блога! Если вам понравилась статья, нажмите на любую из кнопок ниже, чтобы поделиться ею в социальных сетях. Это будет ваше лучшее "спасибо" за материал. Понравилась статья? Поделись с другими!

Самосовершенствование и саморазвитие являются движущими силами улучшения самого себя, своей жизни, а также общества в целом. Каждый человек должен осознавать, что всё начинается с него самого, и только он один способен сделать свою жизнь интересной и увлекательной.

Саморазвитие — способ улучшить качество своей жизни

Существует множество направлений, по которым может проводиться работа над собой. Психологи рекомендуют для начала составить подробный план и следовать ему.

Постановка целей

Прежде чем заняться саморазвитием, нужно определиться, каким сферам жизни стоит уделить особое внимание. Без плана будет практически невозможно добиться желаемых результатов.

В психологии практикуется создание «Колеса жизни» для определения целей и путей их достижения. Этот способ довольно прост, и воспользоваться им может любой желающий. Для этого на листе бумаги рисуется круг. Его разделяют на 8 частей, каждую нужно оценить по десятибалльной шкале:

  • семья (любовь) – гармония во взаимоотношениях с близкими людьми, желание возвращаться домой после трудового дня, а также домашний уют;
  • здоровье (спорт) – наличие хронических болезней, лишнего веса, достижения в спорте и здоровое питание;
  • досуг – отдых, путешествия, хобби и т. д.;
  • личностный рост – образование, новые знания или навыки;
  • яркость жизни – запоминающиеся моменты, удовлетворенность своей жизнью;
  • финансовое состояние – материальная независимость, довольство зарплатой, наличие денежной подушки безопасности;
  • друзья – общение, совместное времяпрепровождение, помощь в самореализации;
  • карьера – возможность профессионального роста, удовольствие от выполнения рабочих задач.

Каждый сектор «Колеса жизни» разделяют на 10 равных частей от его центра к его краю. В зависимости от того, какой балл был присвоен каждому разделу, заштриховывают такое же количество делений.

В идеале внутри круга должна получиться полностью заштрихованная окружность. Она является показателем гармонии между всеми аспектами жизни. Благодаря этой методике стразу становится видно, что нуждается в первостепенной работе, чего не хватает человеку для развития и гармонизации жизни.

Мотивация

Для того чтобы достичь определённых успехов на этом поприще, необходим сильный стимул, или как это принято называть в психологии – мотивация. Это то, ради чего личность готова идти вперёд, что даёт силы для работы над собой.

Самый распространенный способ себя мотивировать – визуализировать то, к чему стремишься. Это может быть фото или символическое изображение. Такой предмет должен находиться в том месте, где будет постоянно попадаться на глаза.

Часто в роли мотивации выступают близкие. Это могут быть дети, родители или просто нуждающиеся люди. Иногда даже разъедающее чувство зависти может стать неплохой мотивацией к саморазвитию.

Визуализация — отличный способ мотивации

Приступаем к самосовершенствованию

Работа над собой очень тяжёлый и длительный труд. Вне зависимости от того, к какому социальному слою относится человек, он может улучшить себя самого и свою жизнь, как только начнёт действовать. Начать саморазвитие лучше с чтения специальной литературы.

Литература

Основы саморазвития личности лежат в познании новой информации и овладении новыми навыками. Личностный рост человека всегда начинается с повышения его культурного уровня. Те, кто много читает, лучше могут сформулировать свою мысль, их речь красива и правильна.

Также широкой популярностью пользуются книги об основах саморазвития личности. Их существует огромное количество, и выбрать из этого перечня будет довольно просто. Чаще всего психологи рекомендуют:

  1. «Будь лучшей версией себя» М. Д. Раян. Книга об обещаниях самому себе, хороших привычках и способах их выработки.
  2. «Целая жизнь» М. В Хансен, Л. Хьюит, Д. Кэнфлд. Тут поднимается вопрос о постановке правильных жизненных ценностей и о том, как важно самоутверждение.
  3. «Выйти из зоны комфорта» Б. Трейси. Лидирующее издание, затрагивающее личностный рост в психологии. В ней рассматривается план работы над собой с помощью пренебрежения своими жизненными устоями.
  4. «В этом году я…» Д. Вальдшмидт. Раскрывает основные способы развития, и показывает жизненные примеры успешных людей.

Прочитав хотя бы одну из этих книг, человек переосмысляет ценности и получает мотивацию для дальнейших действий. Не нужно скептически относиться ко всему, что там написано, но и слепо следовать тоже не стоит. Любой план должен быть адаптирован под конкретного человека.

Отказ от привычек

Работа над собой требует улучшений не только в интеллектуальной сфере. Человеку в первую очередь необходимо избавиться от вредных привычек. Одни из них отнимают его здоровье, а другие – время.

Стремление к саморазвитию нужно начинать со здорового образа жизни. Если бросить курить сразу не удаётся, то нужно развивать силу воли и бороться со своими желаниями. То же самое касается алкоголя, наркотиков, любви к вредной пище и пассивному образу жизни.

Привычки, отнимающие свободное время, не что иное как интернет, телевидение, лень и т. д. Отказавшись от одного из этих пунктов, можно освободить несколько часов для того, чтоб провести время с семьей, отдохнуть или поработать.

Принцип 21 дня

Известно, что для закрепления привычки необходим 21 день. На основе этого принципа созданы многие способы саморазвития и программы по оптимизации своей жизни, дома или отношений.

Самыми популярными из них являются:

  1. «Фиолетовый браслет» – человеку необходимо носить на одной руке браслет сиреневого цвета на протяжении 21 дня. Но есть одна важная деталь: как только личность жалуется, сердится, или ругается с кем-то, то браслет надевается уже на другую руку, и отчёт начинается сначала.
  2. Система «Флай Леди» – улучшение своего жилища и создание уюта. В течение 21 рабочего дня предлагается разделять работу по дому на небольшие части, и шаг за шагом выполнять их. К концу курса большинство повседневных забот доходят до автоматизма, и человек делает их, абсолютно не задумываясь и не заставляя себя.

Выполняя одно и то же действие в течение этого срока, можно ввести правильные, полезные привычки в свою жизнь. Так можно приучить себя выпивать стакан воды натощак или каждый день выполнять необходимую работу.

Система поощрений

Как для мужчин, так и для женщин в любом пути саморазвития важен не только конечный результат, но и промежуточный. Дробное движение вперёд значительно эффективнее, чем наличие одной большой мечты.

Для того чтобы было проще проходить множество отрезков, нужно разработать для себя систему поощрений. Это может быть что угодно в зависимости от предпочтений и возможностей человека. Кто-то вознаграждает себя новой вещью или поездкой за границу, а для кого-то роскошью будет чашечка свежесваренного кофе или шоколадный торт.

Главное, чтобы поощрение приносило физическое или моральное удовлетворение. Это становится хорошей мотивацией и открывает второе дыхание.

Путешествие — отличное поощрение за успехи

Ошибки

Довольно часто человек бросает заниматься саморазвитием только потому, что потерпел неприятное поражение в самом начале своего пути. Первые неудачи выбивают из колеи и разрушают веру в свой успех. Чаще всего это происходит из-за неправильно расставленных ценностей.

Для начала нужно понять, что самореализация личности не подразумевает погоню за каким-то мифическим результатом. Его нужно не только найти, но и правильно обозначить. Также важной частью подготовки является дробление плана на несколько частей. Это упростит выполнение задач и поможет сконцентрироваться на главном. Попытки охватить все и сразу в конечном счете не приведут ни к чему.

Многие впечатлительные люди ведутся на рекламу в сети, где им обещают помочь с личностным ростом всего за пару занятий. Конечно, такая уникальная техника стоит немалых денег, которые непосвящённые сразу же кладут на счёт шарлатана. Нужно понимать, что такой трудный путь невозможно пройти за пару дней.

Заключение

Психология саморазвития личности сложная наука. Тут необходим индивидуальный подход к каждому человеку, ведь универсально способа для всех просто не существует. Психологи, которые проводят тренинги и вебинары на эту тему, обычно набирают небольшие группы учеников, чтобы иметь возможность уделить внимание каждому из них.

Встать на путь саморазвития может каждый. Но важно не просто захотеть поменять что-то в своей жизни, а приложить к этому максимум своих сил и возможностей. Сейчас существует множество источников, откуда можно узнать о саморазвитии, но всю полученную информацию нужно фильтровать, а не просто слепо следовать указаниям.

Любая работа по цветокоррекции изображения (как и работа над всем проектом - куда будут входить эти изображения) начинается с выяснения словий публикации. Независимо от того, в каком виде Вы передаете публикацию в типографию, все параметры, перечисленные ниже необходимы для качественной обработки изображений. Если для векторных объектов довольно легко внести изменения связанные с другими условиями печати, то любое внесение даже небольших исправлений в растровое изображение только ухудшает его. Что именно надо выяснить для качественной подготовки изображения:

  • у заказчика:
    • -цель работы;
    • -формат публикации; (формат, согласованный с типографией, где будет данная работа напечатана)
    • -характеристики используемой бумаги.
  • у технолога типографии:

    • -печатная машина (ротационная или листовая, сколько секций);
    • -растискивание по каждой краске на 40% и 80% для данной бумаги и линеатуры;
    • -максимальная сумма красок;
    • -максимальный процент черной краски;
    • -рекомендуемый режим генерации черного;
    • -минимальное процентное значение точки белого;
    • -процентное значение баланса серого;
    • либо вместо всех этих пунктов - ICC профиль печати, но лучше и то и другое. (качественные профиля из типографии пока редки, чаще дают "сурогат")

    • -линеатура печати;
    • -рекомендации, связанные со спуском полос.
  • у верстальщика (или у самого себя):

    • Что будет находиться на одном листе спуска.

Рассмотрим некоторые пункты по подробнее:

Цель работы важна для обработки изображения - выделить значимые элементы изображения и пригасить второстепенные (расставить акценты). Приведу немного утрированные примеры вариантов обработки:

Формат публикации - т.е. необходимые физические размеры изображений, как правило дизайнер работает с файлами "превью" низкого разрешения и только после предварительного утверждения эскиза начинается работа по сканированию и обработке изображений с необходимым разрешением и размерами. Избегайте изменения размеров в программе верстки более, чем на 10%.

Линеатура печати - необходима для выбора параметров при повышении резкости . Значение линеатуры зависит от размера стабильной минимальной печатной точки, которую может обеспечить конкретный печатный процесс
Линиатура = 1/(5*dт.min) лин/см)..От выбранной линеатуры зависит значение разрешения изображения.

Спуск полос - если на одном печатном листе у Вас окажутся изображения с нежными пастельными цветами и 100% плашечная заливка одного из первичных цветов - будьте готовы, что этого цвета будет и в первом изображении на 5%, 10% больше, чем Вы ожидаете. А если на обороте светлой растяжки неба, например, будет плотный текст - небо будет "полосатым" от строк просвечивающего текста.

Данные из типографии советую получать в письменном виде (например факсом), в будущем эта бумажка может сберечь Ваши деньги.

Если Вы подготовили изображение с использованием установок CMYK, которые предлагает Photoshop по умолчанию (то есть для печатного процесса, который не существует в природе, и в России в частности), то без полной переделки всей работы, тираж будет заведомо низкого качества, - печатник дабы привести оттиск в мало-мальски божеский вид, постарается поднять контраст изображения, сделать почище цвета - изменяя плотности краски, натиск, что неизбежно приведет к значительному сужению эффективного тонового интервала с потерей деталей в светах и тенях, и о предсказуемости цвета речи идти не может. Нужна ли Вам линейная коррекция во время печати?

Подготовительный этап закончен, переходим непосредственно к работе над проектом

Итак Вы определились с профилем и выставили его в диалоге Color Settings , определились с требуемым разрешением и приводя изображения к нужным размерам готовы выставить его. Все изображения до начала вёрстки обрезаются по краям изображения (если нужно - ровняется горизонт или предмет, выправляется геометрия), приводятся, без интерполяции, к необходимому разрешению (многие верстальщики привыкли оценивать пригодность имеющихся размеров изображения по масштабу, хотя на мой взгляд достаточно следить в InDesign"е за параметром Эффективное разрешение (Effective ppi) в палитре Инфо (Info) . Изображения сохраняются в формате TIF. Дальше идёт процесс вёрстки, когда изображения расставлены и макет утвержден начинается работа по цветокоррекции, не пытайтесь делать паралельно цветокоррекцию и верстку - макет постоянно меняется - "пути и мысли" дизайнера неисповедимы и Вы много времени потратите на корзину (из отобранных иллюстраций, как правило в публикацию входит не больше 40%), а из-за изменившихся в сторону увеличения размеров придётся переделывать ещё раз (особенно если есть слайды, которые можно пересканировать в большем размере - поэтому на вёрстку лучше дать предварительно отсканированные файлы в низком разрешении, достаточном для определения сюжета, а когда станет ясна структура публикации можно начать сканировать с размерами не более формата книги и только после утверждения макета сканировать слайды из которых будут вырезаться фрагменты).

Собственно мы дошли до момента, когда Вы открыли изображение для цветокоррекции. Обработка начинается с приведения изображения к нужным в публикации размерам, если в макете возможны "подвижки" (а они возможны до последней минуты перед написанием PS) я, выставляю линейные размеры, а вот разрешение, если это возможно, даю с небольшим запасом (не 300ppi, а 320ppi например) - это оставляет дизайнеру небольшую свободу в увеличении данного изображения без переделки. Дальше "идёт" анализ изображения, пример анализа изображения можно посмотреть в статье о подготовке к печати картины Мадонна Литта. Поиск "проблем" изображения подсказывает дальнейшую стратегию обработки, выбор подходящего цветового пространства , инструментов и приёмов работы . Тут главное всегда оставлять "пути к отступлению" - изменили размер - сделайте снимок состояния, применили инструмент - пусть этот инструмент будет в корректирующем слое, надо что-то заштампить - создайте пустой слой и штампите на нём, надо применить фильтр - примените его к копии слоя и т. д.
В примерах коррекции, которые выложены на этом сайте, я умышленно не подбирал "ударных" картинок, как это принято в профильной литературе. Берите своё изображение и пройдите по всем шагам примера - это позволит понять, на каких изображениях из Вашего "круга" работает тот или иной приём, какую проблему изображения этот приём решает. Успехов!

Берём за исходное положение природное, «сонное» дыхание человека. Дыхание человека засыпающего, отдыхающего. Проверим по элементам поведение нашего организма. Проверяйте, читая эти строки, все на себе практически. Устройтесь поудобнее в кресле, на стуле у стола или лучше всего лежа в удобной позе утром, перед тем как вставать. Когда носоглотка здорова, нос в порядке, горло не болит, весь наш организм ритмично и спокойно вдыхает и выдыхает. Вдох-выдох. Вдох - через нос и выдох - через нос (пока!).

Что короче - вдох или выдох? Проверьте. Всегда вдох короче выдоха. Воздух при сравнительно коротком вдохе (на счет раз-два), проходя через носовые отверстия, поступает в самую глубокую часть наших легких увлажненным и очищенным, благодаря устройству наших носовых каналов, стенки которых покрыты мерцательной эпителией. Воздух, взятый через нос, принимает температуру нашего тела и отепленным попадает в легкие, что необходимо учесть. Вдыхать надо всегда и только через нос. Сама природа позаботилась об устройстве нашего вдыхательного механизма. Тренировка по воспитанию правильного вдоха через нос имеет большое значение для звукоподачи. Вдох через нос активизирует, тонизирует и нёбную дугу и диафрагму, в чем легко убедиться на практике. Профессионально воспитанный навык постоянно вдыхать через нос не помешает никогда вдохнуть и через рот, если понадобится. Но зато для звукообразования умение легко и свободно взять необходимое количество воздуха через нос чрезвычайно полезно. Практика преподавания и личный длительный сценический опыт убедили меня в том, что только вдох через нос соответствует тем требованиям, которые обычно сопутствуют определению «мастерства звукоподачи» – бесшумный вдох, незаметный выдох и т.д. «Главная задача состоит в том, чтобы приучиться дышать носом»,– говорила Полина Виардо. В то же время, по словам К.С. Станиславского, П. Виардо утверждала, что петь надо кончиками губ.

При вдохе через рот воздух попадает главным образом в верхушки легких и быстро улетучивается. Глоток этот неглубок, сопровождается невольным приподниманием плеч, что очень заметно и с чем трудно бороться в практике занятий.

Итак – вдох через нос, как бы через распахнутые ноздри на счет раз–два. Выдох по времени длиннее, чем вдох. Послушаем, проверим чередование вдоха и выдоха. Нетрудно обнаружить следующее: при вдохе через нос приподнимается верхняя часть живота; при выдохе (пока тоже через нос) опускается, спадает стенка живота. Затем наступает некая пауза – мы можем считать: раз, два, три, четыре, пять, и только после этого снова наши ноздри возьмут воздух, приподнимется вместе с этим вдыхательным движением стенка живота на месте грудобрюшной преграды и снова при выдохе спадет стенка живота, и наступит та же ритмичная пауза, когда нам кажется, что весь наш организм не работает, отдыхает. На самом деле физиологически наш организм весь мобилизован на новое вдыхание кислорода, но мы этой активной работы не ощущаем, поглощенные внимательным наблюдением за работой наших вдыхателей и выдыхателей. А теперь проверим попутно, нет ли в нашем организме где-нибудь мускульного напряжения, мышечного зажима? Обязательно и внимательно проверим. Еще и еще раз проверим: лоб?, затылок?, лицо?, веки?, шея?, плечи?, кисти рук? Все свое тело проверим. Не стиснуты ли зубы? Язык не зажат ли зубами? Первым условием, необходимым для правильной начальной работы над дыханием так же, как впоследствии над звуком, дикцией и т.д., является полное мышечное раскрепощение, свойственное отдыхающему, спящему человеку, не контролирующему себя. Вся работа над дыханием начинается с изучения призы нашего поведения при вдохе и выдохе. И эту природу, это естественное поведение мы должны узнать во всех проявлениях. Научимся подглядывать за собой, изучая весь дыхательный процесс, происходящий в нас. В данной работе имеется в виду самоизучение, работа над самим собой, что особенно сложно и трудно.

До сих пор мы говорили о пассивном – отдыхающем человеческом организме. Вспомнили последовательное чередование вдоха и выдоха, проверили и убедились, что при вдохе верхняя стенка живота приподнимается, при выдохе – спадает и т.д.

Но нас интересует активно действующий человек актер, который в условиях сцены всегда хочет действовать. Мы имеем в виду говорящего или поющего актера. В таком случае вряд ли мы сможем себе представить равномерно чередующийся вдох, выдох и паузу перед новым вдохом.

Говорим мы и поем фактически на выдохе, а не на вдохе. Если короткого вдоха вам достаточно для обмена кислородом в нашем организме, если порция кислорода достаточна, чтобы питать нашу кровь, расширить объем наших легких, то природного, естественного выдоха нам мало при самой незначительной действенной мысли, выраженной словом, не говоря даже о певческой протяженной линии звука. Нам необходимо постепенно развить в себе способность, переходящую в навык, более длительного выдыхания. За счет чего? За счет ненужной в данном понимании «остановки» – паузы перед новым вдохом. Мы сознательно нарушаем порядок в системе дыхательных движений, который станет в результате иным, а именно: он будет состоять из короткого вдоха, приблизительно на счет раз–два (приблизительно потому, что нельзя не учитывать обилия индивидуальных особенностей занимающихся, что чрезвычайно ответственно и о чем все время необходимо помнить). Абсолютной точности в указании длительности не должно быть!

Итак: вдох – раз – два, выдох – три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.

Будем постепенно развивать в себе способность удлинять свой выдох с таким ощущением, как будто мы хотим удержать вдыхательное положение (как «если бы» мы, выдыхая, продолжали вдыхать). Это важнейшее условие имеет у некоторых педагогов термин «память.вдоха,», так что, начав выдыхание, мы ничего не меняем в позе всего аппарата, ничего не меняем в ощущении. Губы «выдувают» воздух, а диафрагма сохраняет положение, какое она имеет при вдохе (следует все время помнить о мышечной свободе).

Здесь мы обязаны сказать, что речь идет о выработке певческого дыхания. В богатом литературном материале по вокалу, при всей разноречивости в ряде вопросов вопрос о сохранении вдыхательного положения имеет прочное и основательное утверждение. И если вспомнить, что в начале данной главы мы говорили о значении дыхания в звукопроизводстве, то мы лишний раз убедимся в том, насколько К.С. Станиславский ясно понимал природу такого сложного явления, как, например, «опора», основой для которой служит именно стремление сохранить вдыхательное положение при выдохе. Об «опоре» будет говориться в свое время отдельно, а сейчас необходимо ответить на вопрос: зачем драматическому актеру вырабатывать такое же дыхание, какое необходимо певцу с его «удлиненной речью»?

Вспомним еще и еще о «непрерывной линии звучания в разговоре, о звучании тянущихся нот», которое следует развивать на основе «хорошо развитого дыхания».

Невозможно овладеть непрерывной линией в разговоре, не владея певческим дыханием. Приведу следующий пример.

Представим себе тончайшую, очень гибкую проволочку, не толще самого тонкого женского волоса. В какие бы узоры мы ее не сгибали, не скручивали, не завязывали - это все будет та же тоненькая проволочка. Она не ломается, но гнется по нашему желанию в любые рисунки узоры, завязывается узелками и снова выпрямляется. Представим себе, что эта тончайшая блестящая проволочка – наш голос, а следовательно, и дыхание; узоры вверх вниз, узелки – логические ударения, паузы, психологические паузы, речевые такты и т.д. Тон нашего голоса во так же должен гнуться, слушаться нас, пронизывать все слова и фразы, «как нить бусы» и рваться только там, где закончилась мысль. А так как мысль в русском язык обычно выражается фразой, т.е. цепью слов, то как же мы должны владеть мелодией этой мысли, т.е. голосом (а, следовательно, и дыханием), чтобы, по выражению В.И. Немировича-Данченко, отлить в слово все то, что мы называем переживанием.

Короткий, рваный ритм речи, свойственный, например, взволнованному человеку, требует как раз великолепной техники дыхания. В условиях сцены при отсутствии хорошо выработанного дыхания, кроме шумного выдоха и слышимого придыхания, ничего не будет слышно. При овладении профессиональным дыханием голос наш будет все той же тянущейся струей (проволочкой), только расчлененной на необходимые нам ритмические такты, остановки и т.п., подсказанные нашим действием и переживанием, но не дилетантский, непроизвольно рвущийся голос, от которого мы зависим. Нам нужен голос, которым мы владеем – заведуем.

Сила выдыхания: всегда должна быть мощнее звука. В этом случае звук как бы напоен дыханием, купается в нём и легко летит, всегда слышен, получая как бы опору, поддержку в дыхании... «Если бы в моем распоряжении был этот тянущийся по скрипичному звук, я мог бы. обрабатывать его, т.е. делать звук гуще, глубже, прозрачнее, тоньше, выше, ниже, легато, стакатто, пиано, форте, глиссандо, портементо и проч.» .

Сознательное управление своим вдохом и выдохом тонизирует жизнедеятельность, активность всего нашего психофизического аппарата, и в этом также преимущество профессионального певческого дыхания.

Вернемся к тренировочным занятиям по дыханию.

Мы остановились на тех порядковых изменениях, которые внесены нами в наше природное, «сонное» дыхание. Напомним:

вдох через нос – раз, два,

выдох через нос – два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.

Повторим:

вдох через нос – раз, два (через рот при тренировочной работе воздух не брать),

выдох через нос – два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь (мера времени – 8 секунд – неточна; она может быть и 6, и 10, и 15, в зависимости от свойств и физических данных занимающегося).

В данном случае важно не перегружать легкие дыханием, беря «понюшку» воздуха – не больше, и не увлекаться сразу же длинным выдыханием. Все в меру. Все естественно. Постепенно развивать свою способность к длинному выдыханию при сохранении вдыхательного положения – такова цель тренировочной работы на этом этапе. Правильно прочувствованное понятие о сохранении вдыхательного положения, типичное для вокальной терминологии, соответствует распространенному термину «задержки дыхания».

Только термин «задержка дыхания» не отвечает существу происходящей в нашем организме работы. Борьба мышц вдыхателей и выдыхателей находится в непрерывном движении при звукопроизводстве и не соответствует статичному термину «задержка дыхания». Давая приказ о «задержке дыхания», наблюдаем у занимающегося некоторую напряженность, некоторое закрепощение – дыхание помологически как бы останавливается. Необходимо (воспитать в себе ощущение непрерывно циркулирующей струи воздуха, что на первых порах уже кажется похожим на понятие «опоры», имеющей, как мы увидим дальше, громадное значение для всего психофизического поведения нашего организма при тренировочной работе над голосом. Важно выработать эластичность диафрагмальной мышцы, которая сама по себе является пассивной, безвольной, не самостоятельной мышцей. Ощущаем мы диафрагму лишь потому, что на нее давят близлежащие брюшные мышцы при вдохе, и, опускаясь под их давлением, она приподнимает стенку живота. Если мы, вдыхая и выдыхая через нос (или рот), будем пытаться «как бы» продолжить вдыхание, мы будем тренировать более экономный, более замедленный выдох; мышцы вдыхатели и мышцы выдыхатели вступят в борьбу. Это и будет действенным процессом выдыхания. Проверим. Попробуем для начальной гимнастики быстрое, легкое чередование вдоха, выдоха через нос! без контроля! быстро! – раз – два! Вдох–раз, выдох–два. А три, четыре, пять, шесть, семь, восемь – пауза, «ничегонеделание».

Повторим несколько раз. Не вдыхайте снова, пока не захочется. Не надо устраивать искусственной одышки. Это вредно и ненужно. Мы тренируем диафрагму – не больше. Вдох активный и выдох такой же активный. Взяли дыхание через нос, вдохнули (активно) и сбросили его так же активно, как бы «сплюнули». Без малейшей паузы перед вдохом и выдохом.

Рука на грудобрюшной преграде. Приподнялась и опустилась... Пока мы тренировали дыхание через нос. И вдох и выдох. Словно разучивали, проверяли практически ощущение, связанное с процессом вдоха и выдоха, привыкли к позе нашего тела, проверяли отсутствие зажимов.

Но наша речь, наше пение – звуковые волны нашего «озвученного дыхания» – устремляются наружу не только через нос, а главным образом через рот. Следует приняться за второе тренировочное положение: вдох – через нос, выдох – через рот.

Сначала оговорим несколько условий. Так же, как мышечная свобода создает правильное условие для работы над дыханием, так же и правильная поза голосообразующего аппарата создает необходимые условия для правильного направления воздушной струи в головные резонаторы.

Какова же правильная поза нашего аппарата?

Не забывая о мышечной свободе, следует приняться за следующее тренировочное упражнение:

1) нижняя челюсть должна свободно опускаться и подниматься. Тренировать медленным опусканием и подниманием. Нижняя челюсть играет большую роль в правильном рождении и направлении звука. Займитесь ею. Но все в меру, без насилия. Не раскрывать насильно, а медленно и свободно опускать и поднимать челюсть, чтобы не было напряжения. Проверьте углубленьице под подбородком, чтобы там не было напряжения. Расстояние между коренными зубами – в два пальца, не больше;

2) язык играет не менее важную роль в образовании всей фонетической гаммы буквообразования. Язык имеет также большое значение для правильного звукообразования. Необходимо всячески развивать гибкость его и способность сокращаться, «как бы» втягиваясь концом в середину (каким он бывает при положении на буквы «е», «и» или «ы»). Посмотрите в ручное зеркальце, проверьте. Кончик языка мягко касается верхних зубов, как на букву «н». Теперь переведите его мысленно быстро на букву «ы» или «е», посмотрите в зеркальце. Очень важно поработать над языком. Все время проверяйте под подбородком углубление-ямочку при втягивании языка на позицию буквы «и» или «ы», чтобы не было напряжения! Если напряжение ощущается – это значит, что корень языка давит; видите, как все напряжено? Начните сначала: вывалите мягкий, расслабленный язык совсем, именно вывалите, а не высуньте. «Ямочка» под подбородком стала мягкой – корень языка освобожден. Осторожно приведите язык снова на позицию буквы «и» или «ы», ту, которая из них вам поможет правильно тренироваться.

Все это очень индивидуально. Видите, в зеркальце язык как бы вобрался, сократился, он не острый и плоский, а как бы удвоился в объеме, и кончик языка не виден, как будто он втянулся в середину. Это нам и надо. Потренируйтесь в этом умении легко и произвольно «вбирать» язык, причем корень языка не должен давить на нижнюю часть глотки, что легко проверить на ощупь, как мы указывали, – под подбородком в ямочке-углубленьице.

Усвоив это упражнение, перейдем к разбору дыхательных упражнений.

Нижняя челюсть опущена, как бы упала на грудь. Язык – на позиции одной из вышеуказанных букв («е» или «ы»). Проделаем дыхательные упражнения:

Вдох – через нос; выдох – через нос я через рот. При описанном выше положении языка и свободной челюсти в момент выдыхания вы услышите чуть ощутимый щелчок у задней стенки глотки (гортани). Этот щелчок вы услышите при условии, если ваше дыхание пойдет правильным путем, а именно: «как бы» будет подниматься по задней стенке глотки, стремясь в череп, но ни в коем случае не в рот. Вообразите, что на месте темени у нас вытяжная труба, в которую и устремится воздушная струя – наш выдох.

Только «как будто» уйдет; на самом деле она устремится частью через рот, частью через нос. Не торопитесь. Все, все по порядку, по нескольку раз. Проделаем еще раз все движения:

1) нижнюю челюсть уронить (опустить);

2) язык привести в положение на «и», «ы», «е».

Проверьте все в ручном зеркальце. Добейтесь правильной позы аппарата. Вдох – через нос. Ноздри широко раскрыты. Выдох глубокий, теплый, «как бы» прогревающий, отепляющий гортань и голову Спокойный, без толчков, плавный. Не выдувайте, а выдыхайте. Много раз делайте это упражнение, но только следите, чтобы не было напряжения. Все, все проверяйте: лоб (морщинки!), веки (моргают излишне!), шея (напряглась!) и т.д. Все спокойно, все пассивно, нехотя, лениво. Овладейте шаг за шагом собой, происходящими в вас процессами, чтобы неудобное стало незаметным и привычным, т.е. рефлекторным.

Само собой разумеется, что эти тренировочные упражнения не исчерпывают собой всех первых упражнений. В них разбираются лишь основные условия для работы по развитию дыхания для организации правильного звука.

При таких условиях включение звука произойдет органично и закономерно на основе природного дыхания, которое является единым и для певца и для драматического актера. При правильно выработанном дыхании, при созданных в нашем аппарате верных условиях звук «незаметно» зарождается в дыхании.

Впоследствии вокалист идет своим путем, сценическая речь – своим. Но начальное воспитание голоса, дыхания и произношения едино и для вокала и для сценической речи. Вряд ли уместно говорить, что возможны самые различные пути для воспитания голоса и что данная методика – не единственное средство вообще. Мы имеем в виду требования и вытекающие из них некоторые приемы работы, указанные К.С. Станиславским. Его положения, несомненно, обогащают методику преподавания основ техники сценической речи. Во всех без исключения методических пособиях по технике речи тренировка Профессионального дыхания главным образом выражается в умении «задерживать дыхание» и затем распределять его в соответствии с объемом речевых упражнении. Ставя звук, педагог стремится к «полетности звука», главным образом используя переднюю часть лица (маску). Станиславский говорит, что «секрет вокального искусства не в одной только маске». Последнее высказывание обращает наше внимание на обилие имеющихся в нашем аппарате резонирующих полостей, «не исключая и затылка», и таким образом «секрет звучания», «тайна голоса» и прежнее понятие «полетности звука» приобретают иное значение при изучении методических данных, найденных в трудах К.С. Станиславского.

Звук не должен выходить изо рта, а должен направляться в резонирующие полости головы по направлению воздушной струи, «как бы» поднимающей наш звук, который вместе со словом неизбежно устремится изо рта. Но при указанном навыке это слово вылетит оформленным, собранным в определенном резонансном фокусе, отточенным всеми частями нашего речевого аппарата. При тренировке наблюдается необходимость иной методической манеры, чем общепринятое громкое звучание для развития силы и объема голоса и его полетности. В разбираемом нами приеме никогда в начале занятий нельзя пользоваться громкостью в упражнениях. Ведь самый тихий звук, верно и полно резонирующий («опертый»), всегда будет слышен и в самом большом помещении, в последнем из его рядов. Таким путем возможно выработать слышимость самой тихой речи, самого интимного человеческого разговора, сохраняя при этом естественное звучание с его динамикой и всей выразительностью живого разговорного языка. Сила голоса не в громкости, как говорит Станиславский. При звуке, отраженном в зубах, или в других резонаторах маски (т.е. передней части лица), звук может быть и звонким, и сильным, и, как краска в звуковой палитре, очень нужен и ярок. Но это будет совсем не тот основной тон голоса («непрерывно тянущаяся линия звука в разговоре»), который описывался нами в примере с проволочкой, – весь настрой голосового механизма иной.

Во всех общепринятых приемах выработки полетности звука резонируют в основном кости лица, зубы. Звук летит как бы по горизонтали (рис. 1).

При приеме, указанном К.С. Станиславским и применяющемся некоторыми из педагогов в последние годы звук как бы взбирается по вертикали с тем, чтобы в результате вылететь стремительно изо рта (рис. 2), но никогда не по прямой горизонтальной линии! Дыхательная струя совершает, примерно такой путь, как указано на рис. 3. Дыхание как бы циркулирует непрерывно, черпая свое питание в самой глубине легких и отправляясь в звуке, рожденном колеблющимися связками, к надставной трубе, поднимаясь по задней стенке глотки вверх – в череп.

#image 0605041532280 center m#

Всеми этими сопоставлениями и рассуждениями мы с осторожностью приближаемся ко второму элементу – включению звука, т.е. к практическому освоению приема постановки голоса, указанному нам К.С.Станиславским.

«Тихое мычание», «еле слышный стон» (какое бы ни было определение этого приема) и есть по существу дыхание, колеблющее наши голосовые связки, соединенное с тем или иным буквенным знаком, как ртуть в градуснике, поднимающееся вверх к резонаторам головы. Это стремление вверх, это ощущение убегающей кверху дыхательной струи, как бы бьющей кверху фонтанчиком, указывают верное направление той воздушной трассы, по которой поднимается и наш перворожденный звук. Нота за нотой по этому направлению, снизу вверх, будем вырабатывать наш голос. Именно на этом настрое будем добиваться «непрерывной линии в разговоре», которая будет пронизывать все наши фонетически разнохарактерные буквы и их сочетания; «Так постепенно я проверял и выравнивал натуральные открытые ноты своего диапазона» (стр. 191).

На этой же дороге снизу вверх будем добиваться выравнивания регистров, что очень важно в деле постановки голоса. Благодаря этому воздушному тракту так называемое «грудное звучание» низких нот ни в коем случае не должно «направляться в грудь». Все ноты – и верхние и нижние – как бы уносятся кверху активной воздушной струей. Но низкие тона неизбежно отразятся и в груди и даже в спине; средние могут отразиться в зубах, в твердом нёбе, даже в затылке; высокие – в головном костяке, в носовых раковинах, в лобной пазухе. Все наше тело звучит.

Так постепенно мы воспитываем в себе способность ощущать, «слышать» весь свой звукообразующий аппарат при правильном направлении воздушного столба от диафрагмы в голову в виде активной, непрерывно циркулирующей струи воздуха, улетающей кверху.

Очень важно для последующего этапа работы над звуком образно понять, запомнить, «увидеть» этот воображаемый тракт, пролагаемый нашим дыханием. Нам, актерам-практикам, очень помогает такое видение, образ того, на что мы направляем наше внимание и волю: «Когда вам нужна будет сила, рисуйте голосом и интонацией сверху и вниз самые разнообразные фонетические линии...» (стр. 222).

Нет необходимости говорить о том, что речь идет о глубоко прочувствованном, насыщенном содержанием слове, так как иного К.С. Станиславский и не признает. В данной цитате нам нужно подчеркнуть лишь «направление голоса», «а которое указывает Константин Сергеевич и которое соответствует полностью тому приему постановки голоса и дыхания, которые разбираются. Всякий иной возможный прием работы над голосом и незнакомое ему в таком случае понятие «по вертикали», часто встречающееся у К.С. Станиславского, привадит к суждению о формальности отдельных его положений, встречающихся в разделе «Речь на сцене». Мне представляется это глубоко порочным.

Немногочисленные пособия и учебники современных авторов по технике речи (проф. Е.М. Саричевой – «Техника сценической речи», А.В. Прянишникова и Е.А. Корсаковой – «Техника речи»), несомненно, являются вкладом в практическое развитие незаконченных работ К.С. Станиславского. Указанные в этих трудах приемы работы над голосом изложены опытными педагогами. Они ценны обилием продуманных, разнообразных упражнений, которые могут быть использованы и в работе над приемом, указанным Константином Сергеевичем. Но надо глубоко понять, что речевая манера как раз и зависит от той или иной манеры постановки голоса. При овладении певческим дыханием меняется, например, как уже говорилось в начале главы, артикуляционная «выразительность»; она словно смягчается; мы не увидим у исполнителя, овладевшего техникой речи в данной манере, беспрерывно двигающегося по всем направлениям рта (е, и, о, у, а, ы), не услышим «ррраскатистого» «р», вязкого «ммм» и т.д. Мы не заметим артикуляции, мы будем лишь видеть и слышать то, что захочет, чтобы мы увидели и услышали, художник слова. Конечно, голос человеческий может быть качаловским, ермоловским – неповторимо прекрасным по тону, по глубине, по тембру и обаянию. Но это редкий природный дар. Имеется в виду ординарный человеческий голос, поддающийся обработке, и пределы возможностей которого у каждодневно тренирующегося артиста поистине неисчерпаемы.

Последнее, что предстоит оказать при переходе к описанию «включения звука», – это о трех формах измерения дыхания, имеющихся в вокальной терминологии. Эта терминология поможет и в дальнейшем при определении характера звучания – мысли во фразе, в слове. Она относится целиком к внешней музыкальной оболочке звука, что нам также необходимо усвоить, как и «слово – действие – мысль – чувство – образ»: «Изучить звуковые формы, чтобы лучше наполнить их содержанием», – говорит К.С. Станиславский.

В вокальной терминологии понятие «дыхание» включает три измерения:

1) глубина (дыхание), «опора»;

2) высота (резонирование, направление вверх воздушного столба);

3) близость (слово).

Хотя о дыхании говорилось достаточно, но перечислим еще раз, что мы знаем о дыхании профессиональном:

Глубина – дыхание костоабдоминальное (смешанное, нижнереберное). Эластичная работа диафрагмы, борьба мышц вдыхателей и выдыхателен (вдыхатель – диафрагма, выдыхатель – брюшные мышцы); вдох – через нос, выдох – как бы в голову – глубокий, а не выдувание губами.

Высота – направление, стремление воздушной струи в теменные кости. Особенно важно в работе над звуком – голосом, «опорой» звука, пользованием резонаторами.

Близость – слово, т.е. то, что нас интересует в основном. Слово, слетающее с кончиков губ, что зависит от работы всех частей речевого аппарата.

Принимаясь за разбор занятий над звуком, можно сказать, что при глубине и высоте звучания будем добиваться безукоризненной близости слова, чтобы оно слетало с кончиков губ! Но терминологию запомним. Она пригодится всегда.

Суммирую все вышеизложенное.

Прием постановки голоса, описываемый К.С. Станиславским, неразрывно связан с пониманием мышечной свободы, полного раскрепощения всех мускулов, а также с профессионально воспитанным дыханием. Полное владение дыханием – умение при выдохе сохранить вдыхательное положение – вот те обязательные условия, при которых только и рождается тот звук, который «мерещился» Константину Сергеевичу и который он подслушивал у величайших артистов мира. При этих условиях на первом этапе работы никогда не следует стремиться к тому, чтобы вызвать искусственно звук («скажите громко фразу», «спойте ту или иную ноту»). Необходимо найти, подслушать естественно рождаемый звук, действительно похожий на легкий, еле слышный стон. Этот пойманный тон голоса, последовательно проверяемый вниманием, слухом, сознательным контролем, впоследствии направим по всем свойственным звучанию путям воздушного столба, через все резонаторы, прощупывая их, осознавая, насколько это, конечно, возможно. Именно в эту первую пору работы над освоением правильного естественного звука, окрашиваемого по-разному разными усилителями (резонаторами), мы и приучаемся ощущать звук в себе («тон во рту»). Начинаем понимать, что звук зависит от нашего умения собирать его в определенном, наиболее выгодном для него фокусе («маска», «головные резонаторы», «грудной звук» и т.д. и т.п.). Не надо заботиться о полетности, потому что верно звучащий голос неизбежно полетит вперед, будет искать выход, стремясь через слово передать тот или иной оттенок мысли и чувства. Чем действеннее задача, тем стремительнее полетит вперёд наш голос. Забота наша сводится к наиболее точному использованию резонаторов и ни в коем случае не к усиленному звуку, стремящемуся долететь до цели («полетность»).

«Тайна большого красивого голоса заключается не в механическом и физическом явлении звучания голосовых связок, происходящем от давления на них воздуха, а в том, чтобы уловить этот спетый тон в голове и во рту и с помощью всех данных для этого природой резонансовых и вибрирующих аппаратов сконцентрировать его и оформить».

Самое простое физическое действие уже должно быть связано с умением пользоваться произвольно правильным вдохом и выдохом. Что касается звука, то вся стремительность речевого потока находится в прямой зависимости от правильного способа выдыхания.

Важно добиться «не громкого», а «верного» звучания «...Когда вам на подмостках понадобится подлинная сила речи, забудьте о громкости и вспомните об интонации с ее верхами и низами... Силу речи нужно еще искать в постепенном нарастании от «рiаnо» к «fогte» и их взаимоотношениях» (стр. 223, 224).

Для разговорной речи на сцене чрезвычайно нужны звучный тон голоса, слышимость и музыкальность при тихом звуке. Отсюда понятен совет К.С. Станиславского при тренировке первых упражнений давать лишь половину звука. Практически ценно и его замечание о ролли многообразии резонаторов в нашем голосообразующем аппарате: «...Резонирующие места во всех точках твердого нёба, в области гайморовой полости, (верхней части черепа и даже в затылке») (стр. 192).

Переходим к разбору тренировки звука – «включению звука».

Мы говорили уже, что звук рождается в дыхании. Прослушаем, проверим, повторим дыхательные движения:

1. Челюсть нижняя сброшена на грудь.

2. Язык вобран на буквы «е», «и», «ы».

3. Проверим напряжение мышц. Освободим их. Не торопясь, внимательно. Рука на диафрагме – контролер.

4. Вдох через нос – нёбо как будто тонизируется. Проверьте. Ноздри раскрыты, «как окна в сад». Полно вдыхаем самый любимый вами запах, например «я люблю ландыш». Запомните его, удержите в памяти: один, два, три.

5. Выдох – считайте мысленно! – четыре, пять, шесть, семь, восемь (или десять, но не меньше восьми). Выдыхайте пока через нос. Еще раз вдох, и диафрагма моментально тонизируется. Правда? Вдох и толчок диафрагмы в одно мгновение со вздохам. Проверьте. Все мягко, деликатно, без малейшего усилия. Вдох и выдох через нос при опущенной челюсти. Не забудьте об этом.

6. А теперь вдох через нос, а выдох через рот – теплое наше дыхание как бы посылается нами обогреть верхний этаж головы, все помещение, а оно большое. Вдох через нос – и новая теплая струя воздуха плывет снизу вверх, как бы совсем не выходит изо рта на ладонь. Сильно озябшие руки мы согреваем именно таким «глубинным» выдохом. Вспомните подробно себя на улице зимой, когда хочется согреть застывшие пальцы. Еще вспомните курящего человека: при разговоре дым выходит и через нос и через рот. Курящий человек об этом и не думает. Как бы и нам сосредоточиться на хорошей «понюшке» воздуха и отправить ее наверх! – кажется, и щелчок появился? Не ждите его, иначе обязательно будет подыгран фальшивый щелчок, – не годится! Нам ведь надо только «подслушать» безупречную работу природных процессов. Еще и еще повторяйте эти движения. Щелчок чуть слышный совпадает с началом выдоха, – вот это правильно!

7. Продолжаем дышать, еще поднимем и опустим челюсть, и много раз подряд пусть пощелкает «регулировщик» для того, чтобы вы без помехи сомнения слышали эти сигналы о правильном направлении и распределении по участкам вашего дыхания: часть – через нос, часть – через рот.

Теперь, ничего не меняя в своем вдыхательном и выдыхательном движении, вспомните-ка о сохранении вдыхательного положения. Слишком быстро рассеивается весь воздух выдоха. Проверьте ощущение вдоха. Теперь выдыхайте. Медленнее. Вы ощутили, что значит «сохранение вдыхательного положения»? Проверяйте. А теперь вдох, и, – не произносите, а подумайте, – ой, выдыхая. Как будто не вы, а ваше дыхание вздохнуло. Вдох – и сразу ой. Тише, не произносите вслух, а только подумайте, – это очень важно. Здесь не в «о» или в «и» дело, а в намерении желании «пожаловаться». Не морщите лба, не наигрывайте несуществующей зубной боли. Это – фальшь, ложь. Причем же здесь природное звучание? Еще и еще повторяйте, еле слышно, звук в себе, тон его во рту, в дыхании, не форсируйте, не насилуйте звука! Теперь прибавим в помощь ему сонорный согласный «н».

8. Предварительно проделаем следующее упражнение: кончик языка все так же лениво, мягко коснется верхних зубов; вберите кончик языка, как в предыдущих тренировочных упражнениях над дыханием (поза аппарата); мысленно произносите все гласные и затем произнесите вслух букву «н», даже протяните ее несколько. Повторите несколько раз это упражнение, глядя в ручное зеркальце. Все очень легко, мягко. Смотрите: язык не вас слушается, а собственного отражения в зеркале – на букву «н» кончик языка у верхних зубов, на мысленно произносящиеся гласные кончик языка как бы оттягивается назад; на букве «е» или «ы» кончик языка вбирается в середину, язык как бы сокращается. Видите в зеркальце, как чудесно он взгромоздился, кажется завалил все выходы и входы для дыхания и голоса, но как он самостоятельно действует, лучше чем при вашем назойливом вмешательстве, – вы только прикажите ему точнее – на «н», на «у» и не следите за его работой, только проверьте результат в зеркальце. Теперь скажите «нун», «нон», «нен», «нин», «нын». Сначала проделайте все это беззвучно, как в старом, немом кино. Можете и посмеяться над своим отражением в зеркале, над своим полусонным, довольно бессмысленным лицом. Какое отношение такая бессмыслица имеет к «непрерывной линии звучания», необходимой для глубоко наполненного смыслом и чувством словодействия?! Вот теперь – стоп!! Это уж не веселый смех над своим «щенячьим барахтаньем», а нечто вредное, обывательское, дилетантское. Именно сейчас, когда мы с такой осторожностью подобрались к начальной ноте «непрерывной линии звучания», мы все испортили и надо начинать снова – со вдоха – выдоха, проверки позы аппарата, снова надо вспомнить о глубине, высоте и близости, о нижней челюсти, которая на букву «н» сближается с верхней челюстью, а на гласные «у», «о», «а», «о», «и», «ы» активно опускается. Нижняя челюсть, как свободно двигающаяся педаль рычага, каждое движение вниз которой как бы посылает дыхание и звук вверх. Все повторите сначала. И вот, наконец, снова добрались до «нунноннанненниннын». Не произносите гласных, они сами зазвучат благодаря правильной позе голосообразующего аппарата. Вы только думайте о них. Настраивайтесь на них (глубина + высота), но не произносите! А букву «н» произносите точнее! Язык на каждый гласный оттягивается назад, как в рогатке резинка перед тем, как «пальнуть». Пробуйте, проверяйте.

И вот в одно из повторений, когда особенно мягко язык коснется верхних зубов и мгновенно оттянется назад на буквы «у, о, а, е, и, ы», а нижняя челюсть одновременно с оформлением гласного опустится вниз, вы, делая непрерывно упражнения раза три–четыре подряд «нунно-ннанненнинныннунноннанненниннын» и т.д. услышите незнакомый, точно ветер в проводах, звук, который как будто родился «неведомо как». Не вздумайте, повторяя упражнение, его искать. Он пуглив и не любит лишнего внимания. Создавайте все условия для его рождения, и он сам появится на свет, рожденный правильно работающим, организованным дыханием и правильной позой голосообразующего аппарата.

Конечно, трудно заниматься без «уха» педагога, но искания, верно направленные, всегда дадут верный результат.


Close