Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.

На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.

Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.

В возрасте 3,5 - 4 месяца малыши должны начать поворачивать голову в ту сторону, откуда слышится шум. Если у такой реакции не отмечается, родители начинают тревожиться и пытаются самостоятельно определить, слышит их малыш или нет? Самая простая проверка слуха у ребенка, к которой обычно прибегают все родители - это реакция на их голос или на звучание музыкальной игрушки.

Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.

В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.

У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.

Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.


Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:

В возрасте 2-3 недели в состоянии бодрствования не вздрагивает от громких звуков и не "замирает", слыша знакомый голос мамы или папы;
- в возрасте 1-3 месяца не поворачивает голову на голос матери;
- в возрасте 4 месяца не реагирует на звучания музыкальной игрушки, не поворачивает голову в сторону звука и не лепечет;
- в 1,5 - 6 месяцев во время бодрствования не начинает громко плакать или не открывает широко глаза на резкий звук падающего предмета или другой грохот;
- в 2-4 месяца не гулит:

В 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
- в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
- в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
- в 1 год не выполняет просьбы родителей;
- в 2 года не произносит слов и фраз.

Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.

На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Природой не предусмотрено выживание ребенка без помощи взрослого. Но как разобраться в том, чего, собственно, он хочет? Почему плачет? Хочет ли он есть, спать или у него болит живот? Тревога по этому поводу абсолютно нормальна, в разной степени она есть у большинства мам. Ведь ребенок не умеет говорить, не понимает вашу речь, не может сообщить вам о своих потребностях, а вы не умеете читать его мысли и не можете быть на сто процентов уверены, что делаете сейчас именно то, что малышу требуется.

100 оттенков плача

Мало толку изучать по книжкам нюансы детского плача. Все дети разные, и подвести их под единую систему попросту нельзя. Для ребенка плач – единственный доступный способ сообщить миру о своих потребностях. Младенец плачет, когда чувствует неудовольствие, дискомфорт. Задача взрослого – понять, чем именно этот дискомфорт вызван.

Ребенок может испытывать голод или жажду, он может устать и, соответственно, хотеть спать. Еще он может испытывать неприятные ощущения от мокрого подгузника или пеленки, у него может что-то болеть, а еще он иногда просто хочет вашего внимания. Словом, причин для плача у малыша более чем достаточно. Поэтому большинство родителей на первых порах начинает действовать наугад, использовать метод «научного тыка» – иного выхода просто нет.

Это своеобразная головоломка: раз младенец недавно поел, вряд ли он испытывает голод. И вроде бы, недавно проснулся – значит, не устал. Стало быть, можно проверить его подгузник или предложить игрушку. Да, действительно, замечено, что, когда малыш капризничает и поджимает ножки к подбородку, в большинстве случаев это свидетельство желудочной колики. Это логично, вспомните свое, взрослое тело: что мы делаем, когда чувствуем боль в животе? Сгибаемся, принимаем ту же самую позу. А теперь вспомните себя после тяжелого трудового дня. Вряд ли будучи усталым вы найдете в себе силы для громкого крика. Следовательно, уставший ребенок, скорее, тоже будет занудно хныкать, чем орать навзрыд. Но эти наблюдения не истина в последней инстанции. Только родителям ведомо, как поступить в данной конкретной ситуации, только они могут знать, что же именно вызвало то или иное состояние малыша. В этих вопросах именно вы самый знающий профессор и специалист высшей категории.

Приведем пример. В одних книгах для родителей пишут, что нужно без промедления реагировать на каждый плач ребенка, другие же авторы утверждают, что малышу нужно дать время на плач, чтобы он ощутил дискомфорт. Кто прав? Правильный ответ: все зависит от ситуации! Если младенец захныкал, потому что захотел кушать, нет ничего страшного, если мама задержится на пару-тройку минут, чтобы закончить с собственным обедом, и спокойно расположится в кресле для кормления крохи. Но, если мама услышала плач упавшего крохи, наверное, никому не придет в голову посоветовать ей не спешить на помощь своему ребенку. Конкретная ситуация ВСЕГДА влияет на поведение. Поэтому запомните самое главное правило родителей: нет универсального рецепта, как надо. «Надо» с разными детьми по-разному!

Да, полезно принимать во внимание чужой опыт, но важнее получать и усваивать собственный. А опыт – это не только верно найденные решения, но и совершенные ошибки.

Лучшая ошибка в мире

В первое время родители не отличают плач голодного ребенка от плача ребенка усталого или замерзшего. Он просто плачет, и мама начинает ему предлагать все по очереди: грудь, теплое одеяло, игрушку. Но ведь и новорожденный пока еще сам не знает, чего он хочет: пить, есть, спать или что-то еще… Он плачет, ПОТОМУ ЧТО «что-то не в порядке». Он просто сообщает об этом миру и потому охотно принимает все предложенное мамой. Через какое-то время младенец начинает понимать, что, когда ему неприятно ВОТ ТАК, лучше всего избавляет от этих ощущений мамина грудь, а игрушка или одеяло с этим «не справляются». И тогда в следующий раз он оттолкнет игрушку и сбросит ножками одеяло. Он уже понимает, что сейчас ему нужно совсем другое.

Молодой маме нет нужды корить себя за то, что она не способна понять собственного ребенка. Это нормальная ситуация, к тому же полезная, потому что именно благодаря такому «непониманию» ребенок учится понимать, что подходит для удовлетворения его потребностей, а что нет.

Малыш постепенно учится понимать и различать собственные нужды и потребности, и происходит это не за одно или два кормления и не после 3-4 сменившихся подгузников. Более того, никто точно не скажет вам, когда именно кроха начинает более-менее внятно осознавать, что же ему нужно. Лишь к полугоду ребенок уже достаточно отчетливо ориентируется в своих желаниях. Выходит, умение понять, что же нужно младенцу, – это не только родительский навык, но и важнейшее приобретение самого ребенка.

Благие намерения

А вот кому действительно стоит насторожиться, это тем, кто фанатично увлечен какой-либо системой воспитания: кормление ребенка по часам, строгий режим, или даже… безобидные развивающие занятия. Все это делается из лучших побуждений, но, если поведение младенца не укладывается в «схему», такие родители начинают тотчас тревожиться: «поскольку я все делаю по правилам, так, как нужно, а ребенок реагирует не так, значит, с ним сегодня что-то не так, что-то не в порядке». И им совсем не приходит в голову, что ребенку, может быть, абсолютно не хочется спать, не нужно сегодня «закаляться» или у него нет желания радоваться от созерцания развивающего пособия.

Близка к этому и позиция мам, которая формулируется примерно так: «Я точно знаю, что тебе нужно!» Такие женщины точно, на все 150%, знают, какие памперсы больше подходят ее малышу, какое пюре ему нравится, какая игрушка доставит удовольствие, на каком горшке удобнее сидеть. Чуть позднее они «точно знают», какие способности ребенка необходимо развивать, а какие нет. К сожалению, дети таких мам, взрослея, по-прежнему не могут обойтись без ее советов. Они привыкли, что «мама все знает лучше»: кого выбрать в партнеры, в каком вузе продолжить образование, где работать, как воспитывать детей. Как результат – разочарования, неудачная личная жизнь, тяжелые взаимоотношения с людьми. А ведь начиналось все с младенчества, когда мама, и правда, лучше других была способна понять своего ребенка. Лучше других, но не лучше его самого! Как «действительно нужно», выясняется путем проб и ошибок. Это дело не одного дня – это исследовательская работа, в которую включены двое – мать и ребенок.

Или рассмотрим ситуацию гиперопеки, когда стремление мамы к совершенству настолько высоко, что она старается предугадать все желания младенца. Не успел он проголодаться – она его уже покормила, кроха только-только попытался перевернуться – мама уже ему помогла. Как вы думаете, нужно ли такому ребенку учиться понимать собственные желания? Нет, ведь мама всегда точно знает, что ему нужно. Надо ли такому ребенку интересоваться миром? Зачем? Ведь мир сам решает за него! У психологов на работу со взрослыми, выросшими из таких младенцев, уходят месяцы и годы личной психотерапии. И все лишь для того, чтобы человек снова научился понимать и осознавать собственные потребности и желания.

Еще одна крайность – это родители, закаляющие характер ребенка. Как правило, они исходят из соображений, что все маленькие дети плачут. Сыт, переодет – значит, просто капризничает. Но помимо еды и тепла ребенку необходимы и новые впечатления. Иначе мир, как и в предыдущем примере, становится неинтересен. Такой младенец привыкает, что его потребности не удовлетворяются, ему все время плохо и это нельзя никак исправить. Конечно, научится тому, что при возникновении чувства голода надо поесть, он сможет, но понимать, что при возникновении чувства одиночества ему надо сделать попытку пообщаться с кем-либо, он вряд ли сможет. У него попросту не было такого младенческого опыта! Вырастая, такой человек часто чувствует себя глубоко несчастным, одиноким, не понимая, почему так происходит. У него не было опыта удовлетворения потребности в общении в детстве, следовательно, и строить отношения будучи взрослым он не умеет, а порой и вообще не осознает, что ему это нужно. Между тем, человек – существо социальное!

Внимание к себе

Понять младенца можно через себя, через свое взаимодействие и общение с ним. Именно тогда, когда мама не впадает в панику, услышав плач ребенка, а дает себе возможность внимательно прислушаться, присмотреться к тому, что происходит с ним, пробует разные способы его успокоить, не боится ошибаться, понимает ценность этих ошибок и грамотно использует полученную из разных источников информацию, вот тогда и устанавливается прочный контакт между родителем и ребенком. Очень большой поддержкой и помощью в этом деле может стать умение самого родителя распознавать и чувствовать свои потребности, способность понимать, а что я сам сейчас хочу, а что я сейчас чувствую. Хочу ли я есть? Хочу ли я спать? Хочу ли я играть со своим ребенком? Да, далеко не всегда у нас есть возможность делать то, что нам действительно хочется, но именно умение ПОНИМАТЬ себя – первый шаг к тому, чтобы жить счастливой, полной жизнью и, как следствие, шаг к тому, чтобы научиться понимать своего ребенка и показывать ему на собственном примере, КАК это делается.

Последнее обновление статьи: 25.04.2018 г.

Педиатры всего мира считают грудное молоко оптимальным для вскармливания крох с рождения до года. И это правда. В нём есть все необходимые вещества, идеально подходящие именно вашему ребёнку. Состав молока уникален, он меняется постоянно и зависит от потребностей крохи. Например, когда жарко, грудное молоко содержит больше воды, что позволяет утолить жажду. Нужно расти? Молока становится больше и возрастает его жирность. Ваш малыш заболел? Количество иммунных веществ в молоке повышается.

Врач-педиатр участковый

Однако несмотря на многовековой опыт грудного вскармливания, всё ещё остается много вопросов. Во время приёма меня часто спрашивают, как проверить, наелся ребёнок или нет, что делать, если малыш не наедается ?

Давайте попробуем разобраться с этими проблемами вместе.

Как понять, наедается ли ребёнок грудным молоком?

Чтобы маме легче было определить, наелся ли ребёнок, расскажу про некоторые особенности организма новорождённого. Младенец обычно спит по 2 — 4 часа. Значит, число кормлений совместно с ночными должно быть от 6 до 8 раз за сутки. Ваш малыш сосёт кулачок, вертит головой по сторонам и высовывает язычок? Он хочет кушать! Самое время предложить ему грудь.

Малыш по времени может кушать от 10 до 30 минут. Сколько он сосёт грудь, зависит от активности и аппетита крохи. Кто-то кушает быстро и торопливо, а кто-то медленно, с перерывами на отдых. Оба варианта считаются нормой и отражают индивидуальность вашего карапуза. Порция съеденного молока регулируется самим ребёнком. Наевшись, грудничок сам отпустит грудь.

Ребёнок плачет не только когда голодный. Плач может говорить о болях в животике, реакции на погодные условия, или младенец просто требует вашего внимания.

В первый год своей жизни дети интенсивно растут. Средняя ежемесячная прибавка массы тела грудничка за первый триместр (три месяца) составляет 800 граммов. Зная особенности своего малыша, внимательно наблюдая за его поведением и ежемесячной прибавкой, вы сможете определить, наедается ребёнок или остается голодным.

Ребёнок не наедается, если:

  • он часто просыпается и мало спит, проявляет признаки беспокойства, много плачет;
  • плохо набирает массу тела за месяц.

Я, как сторонник грудного вскармливания, надеюсь, что ваш ребёнок ест достаточно. Но если родители определили, что молоком малыш не насыщается, сразу появляются вопросы, в чём причина, что же делать?

Главное — не паниковать. Для благополучного вскармливания грудью необходимы правильное питание, полноценный отдых и оптимистичный настрой кормящей матери. Про питание я расскажу немного попозже.

Основные причины, приводящие к недоеданию

Причиной недоедания может быть:

  • гипогалактия — снижение выработки грудного молока;
  • неправильное прикладывание ребёнка;
  • плоские, втянутые соски;
  • лактостаз — застой молока, проявляющийся болезненным набуханием груди;
  • короткая уздечка языка.

Ещё раз напомню. Не переживайте! Все эти проблемы можно устранить.

Если истинная гипогалактия напрямую связана с наследственной предрасположенностью и образом жизни мамы, то остальные четыре причины находятся в зависимости от техники кормления грудью. Их можно скорректировать.

Гипогалактия

Гипогалактия – это состояние, при котором вырабатывается меньше молока, чем необходимо малышу.

И хотя в этом есть наследственная предрасположенность, образ жизни тоже значительно влияет.

Преодолеть эту проблему помогут несколько полезных советов:

  1. Питайтесь правильно. Есть нужно, даже чаще, чем вы ели до беременности. Предпочтительно перед каждым кормлением грудью. В списке самых полезных продуктов — мясо, творог, рыба, кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Желательно не употреблять в пищу цитрусовые и шоколад (могут вызвать аллергию); продукты, повышающие газообразование (бобовые, капуста белокочанная, чёрный хлеб, много мучного могут спровоцировать колики у малыша). Если молоко нежирное («как вода»), можно кушать в умеренных количествах сметану, орехи, свинину. От них молоко становится жирнее.
  2. Пейте больше (до 2,5 литров в сутки) жидкости. Отдавайте предпочтение простой чистой воде, зелёному чаю, компоту, морсу, кисломолочным продуктам.
  3. Отдыхайте. Кормящей матери необходим ночной сон не менее 8 часов и дневной отдых 1 — 2 часа в день. Проводите больше времени на свежем воздухе.
  4. Чаще прикладывайте ребёнка. Приток молока при этом усиливается. В первые дни жизни малыша желательно кормить каждый час. Не забывайте про ночные кормления. За одно кормление давайте обе груди, заканчивайте той грудью, с которой начали.
  5. Общайтесь со своим ребёнком. Телесный контакт матери с малышом вызывает прилив молока.
  6. Обратитесь за поддержкой и помощью к мужу и родственникам. Очень важен психологический комфорт в семье.
  7. Травяные чаи для мам, содержащие тмин, укроп, фенхель, анис, предназначены для усиления выработки молока. Выпейте чашечку такого чая за час до кормления, постарайтесь расслабиться и отдохнуть. Вкус молока станет лучше, и малыш будет кушать с аппетитом.

Неправильное прикладывание ребёнка к груди

Неправильное прикладывание ребёнка приводит к неудобству и недовольству малыша, возникновению трещин на сосках, что болезненно для мамы. У крохи не получается в полном объёме сосать грудь, и поэтому малыш не может наесться.

Условия правильного прикладывания.

  1. Положение ребёнка: живот к животу, лицом к груди. Кормить лёжа или сидя, решать маме. Выбирайте положение подходящее вам обоим.
  2. Голова и тело малыша лежат на одной линии. Подбородок касается груди матери.
  3. Малыш должен захватывать сосок вместе с ареолой (пигментированная область вокруг соска).
  4. Нижняя губка малыша немного вывернута.
  5. Мама должна быть расслаблена и сконцентрирована на ребёнке.

Если у мамы плоские, втянутые соски, ребёнку тяжело сосать. Потребуется терпение и упорство. Со временем форма груди меняется, она смягчается, а соски становятся более вытянутыми. И через две недели проблема с кормлением исчезает. До этого времени можно использовать специальные . Если нужно, молоко сцеживают и дают ребёнку из ложечки.

Лактостаз

Лактостаз — проблема, которая чаще возникает в первое время. Это происходит вследствие пребывания большего количества молока, и у ребёнка не получается полностью опорожнить грудь. Молочная железа набухает, становится болезненной, может повыситься температура до 38 — 38,5 градусов, но общее самочувствие при этом не страдает. При нагрубании молочных желез ребёнку тяжело сосать, и не все малыши могут справиться с этой проблемой.

  • более частые прикладывания ребёнка;
  • перед кормлением сцеживать небольшое количество молока. Сцеживание смягчает грудь и помогает ребёнку;
  • массаж во время кормления, поглаживания от подмышечной области к соску;
  • когда закончите кормить, сцедите молоко до выделения нескольких капель;
  • носить правильно подобранный бюстгальтер, предназначенный для кормления.

Грудное вскармливание ставит перед новоиспечёнными мамами серьёзные вопросы, один из которых – как определить, что ребенок не наедается грудным молоком.

Эта проблема особо беспокоит в первый месяц жизни грудничка и не теряет актуальности до окончания первого полугодия, когда жидкое и полезное питание остаётся зачастую единственным источником энергии для ребёнка.

От правильности действий матери зависит очень многое, ведь иногда женщина, неверно разглядев признаки недоедания, переводит младенца на искусственную смесь, отнимая у него идеальный продукт и необходимое тактильное общение.

По мнение некоторых мамочек, самые «говорящие» признаки недоедания грудничка выглядят следующим образом:

  • постоянный плач, который не связан с другими возможными причинами;
  • слабость ребёнка, невысокая активность;
  • беспокойное поведение, возникающее, как только малыш приближается к материнской груди.

Невзирая на общую известность этих фактов, кормящей матери не следует воспринимать их слишком серьёзно. Безусловно, они действительно говорят о детском неблагополучии, однако не о том, что малыш голоден, а о том, что у него имеются проблемы с кишечником.

Если наблюдаются все эти симптомы, то, вероятно, у ребёнка колики. В этом случае он дополнительно поджимает ножки к животу и плачет после прикладывания к груди.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – чрезмерно частые взвешивания малыша, например, после каждого приёма пищи. Увидев, что прирост в весе небольшой, родители начинают нервничать и в итоге принимают решение о докармливании смесью.

К симптомам недоедания новорождённого часто относят и трудности с засыпанием и беспокойное поведение во время сна.

К примеру, малыш может ощущать материнскую нервозность, просто родился чрезмерно тревожным или немного приболел. Женщине важно узнать точную информацию о «сонных» нормативах, которые актуальны на каждый месяц жизни и стараться укладывать ребёнка через проведённые временные интервалы.

Проверка мокрых пелёнок

Эксперты по ГВ утверждают, что есть лишь два точных метода установить, что ребенок не наедается грудным молоком: проверка мокрых пелёнок и оценивание прибавки массы тела за месяц.

Ещё один признак голодного грудного ребёнка – причмокивание губками, язычком, сосанье пальчика, кулака или краешка пелёнки.

Кроме того, поскольку материнское молоко считается и питанием, и питьём для крохи, слишком сухая кожа также может стать свидетельством его недоедания.

Итак, вы определили, что малыш остаётся голодным в течение суток, теперь необходимо выявить причины, которые мешают оптимальной лактации и приводят к недоеданию. Поскольку во вскармливание вовлечены и мать, и грудничок, рассмотреть процесс питания нужно со всех сторон.

Причины недостатка молочка часто бывают обусловлены неверным поведением матери (либо её окружением) в лактационный период:

Ещё одна вероятная причина – слишком частое , приводящее к переизбытку этого продукта. Вообще молочный секрет бывает передним и задним. Переднее молочко более жидкое и содержит меньше жиров («пустое»), именно оно и вырабатывается при частом сцеживании.

Заднее молочко – жирное, а, значит, отличается большей питательностью и насыщаемостью. Малыш может наедаться только задним молоком, ведь жирное питание не так быстро переваривается и оставляет чувство насыщения на более длительный период.

Младенец может оставаться голодным, если процессу кормления создают помехи:

  • колики, которые усиливаются во время приёма пищи;
  • заложенность носа либо повреждение полости рта;
  • неверное захватывание груди.

Обнаружить недостатки кормления поможет следующий эксперимент: когда даёте ребёнку грудь, послушайте, как он глотает. Нормальное соотношение – два-три сосания перемежаются одним глотком (в первые минуты кормления малыш должен делать много сосаний, чтобы усилить отток молока из груди). Если глотательных движений мало, кроха останется голодным.

Если ребенок не наедается грудным молоком, то начинает капризничать, раздражаться, а также плохо растёт и отстаёт в развитии. Обнаружив, что младенцу в первый месяц не хватает пищи, не нервничайте, так как нервозность лишь усугубит ситуацию.

Прислушавшись к следующим советам экспертов по грудному вскармливанию, вы сможете улучшить лактацию и правильно организовать кормление ребёночка:

  1. Постарайтесь . При натуральном вскармливании грудные желёзы выделяют оптимальное количество молока в ответ на стимулирование ребёнком сосков. То есть ребёнок должен есть всякий раз, когда захочет.
  2. Как понять, что ребенок наелся? Сытый новорождённый отпускает сосок самостоятельно , вот почему не рекомендуется прерывать приём пищи по вашему желанию.
  3. Убедитесь, что прикладываете кроху верно. Правильная поза: ротик распахнутый, ребёнок должен захватывать как сосочек, так и ареолу, слышатся лишь глотания, другие звуки отсутствуют.
  4. Установите пару-тройку комфортных положения для вскармливания, чтобы можно было их чередовать. Верная позиция – детский затылочек, шейка и спина расположены на прямой черте. Чтобы ребёнок не поворачивал головку и не тянулся до груди, сосок должен находиться рядом с его ртом.
  5. Пробуйте кормить одной грудью за один приём пищи , чтобы младенец смог высосать и переднее молоко, и задний продукт.
  6. Не бойтесь будить ребёнка, чтобы покормить. Днём он не должен спать больше трёх часов подряд, в ночное время – более 5-6. Перед приёмом пищи кроху можно умыть прохладной водичкой или же раздеть, чтобы активизировать все процессы.
  7. Откажитесь хотя бы в первый месяц жизни ребёнка от бутылочек. Сцеженное молоко лучше давать с помощью ложечки или пипетки. Это необходимо, чтобы кроха не привык к пустышкам.
  8. Устраивайте себе отдых , пока есть такая возможность – ребёнок спит, или с ним нянчатся родственники.
  9. Пересмотрите свой рацион , включив в него больше углеводной и белковой пищи. Не употребляйте продукты, которые могут повлиять на привкус молока. Также необходимо пить нужный объём тёплой жидкости.
  10. Если отмечаются какие-либо признаки неблагополучия, обязательно показывайте малыша специалисту.

Чтобы облегчить процесс кормления, можно приобрести особую подушку. Такое приспособление помогает правильно прикладывать ребёнка к груди, уменьшать нагрузку с материнской спины.

Уютная процедура вскармливания, удобная подушка, приятная музыка позволит создать комфортную атмосферу для приёма пищи и получить удовольствие от самой процедуры.

Неопытные мамочки нередко прислушиваются к советам подружек или просто распространённым мифам, касающимся грудного вскармливания, и сами решают, что ребёнок не наедается. А это уже чревато неверным выбором, который может навредить младенцу.

Если вам кажется, что ребёнок плохо кушает и не наедается в течение суток, обязательно обратитесь к доктору. Он максимально точно установит вероятные факторы, провоцирующие недоедание, порекомендует способы улучшения грудного вскармливания или же предложит выбрать оптимальную молочную смесь для докармливания.

Самое же важное в такой ситуации – не волноваться понапрасну, а сохранять позитивный настрой, который обязательно передастся малышу!

Внимательные родители и детские врачи чутко следят за физическим . Существуют определенные этапы развития моторики, которые зафиксированы в специальных таблицах и литературе: когда малыш должен сам переворачиваться, в каком возрасте он должен вставать на ножки и учиться ходить, когда начинается активная социальная адаптация малыша, и он начинает общаться с окружающими. Однако, когда речь заходит о развитии общего интеллекта, многие родители заходят в тупик. И действительно, как определить, что норма, а что нет у малыша до пяти лет, если все дети такие разные: одни уже в два года читают наизусть стихи, а другие в три года не могут самостоятельно собрать простой пазл?

Ориентируемся на вопросы

Специалисты по утверждают, что существует определенная зависимость между возрастом ребенка и теми вопросами, которые он может и должен задавать. Именно по этим вопросам и становится возможным определение общего интеллектуального развития малыша.

Методика определения этапов развития ребенка по его вопросам оказывается намного точнее, чем такое же определение по его навыкам и умениям, поскольку последние чаще всего являются результатом инициативы родителей, которые стараются всячески развивать малыша. А вот вопросы, которые формулирует маленький человечек, вызываются лишь активностью его головного мозга. Получая ответы на свои вопросы, малыш получает именно ту информацию, которая ему нужна, тем самым подталкивая процесс своего развития в нужную сторону.

Многие родители уверены, что их чадо задает такое огромное количество вопросов, что подвергнуть их хоть какой-либо классификации оказывается неосуществимой задачей. Однако групп, на которые делятся детские вопросы, на самом деле существует не так уж и много, и все они обычно задаются малышами в определенной последовательности, по которой становится возможным определение умственного развития ребенка.

Вопросы «кто?» и «что?»

К концу первого года жизни или в самом начале второго малыша начинают интересовать вопросы: «Кто это?» и «Что это?». При этом тот факт, что дети такого возраста даже не умеют разговаривать, на умственное развитие никак не влияют. Кроха может показывать пальчиком на определенного человека, животное или вещь и удивленно приподнимать бровки. Иногда это сопровождается соответствующей вопросительной интонацией. Внимательные родители , что кроха хочет задать вопрос и тут же на него отвечают. Часто малыши повторяют такой вопрос, показывая на те предметы, о которых взрослые уже все им рассказали, однако не стоит расценивать это как непонимание или каприз. Вопросы такого рода способствуют увеличению словарного запаса малыша, а повторение закрепляет полученную информацию.

Вопросы «где?» и «когда?»

Подобные вопросы могут появиться в лексиконе малыша как одновременно, так и сразу друг за другом. Происходит это обычно в период с полутора до двух с половиной лет. Сначала дети начинают интересоваться членами семьи и домашними животными: «когда придет мама?», «где Мурка?», «когда мы пойдем в парк?» и так далее. Это связано с тем, что малыши сразу же обращают внимание на то, что именно живые существа постоянно передвигаются в пространстве и куда-то исчезают. Не стоит пугаться, если малыш путается в формулировке вопросов и иногда выдает что-то вроде «где дедушка ушел?». Это совершенно нормальное явление, и очень скоро кроха научится использовать правильные слова.

Вопрос «как?»

На третьем году жизни, чаще в самом его начале или середине, у малыша на первый план выходит вопрос «как?», иногда в форме «как сделать?». Ежедневно вы слышите от ребенка огромное количество вопросов из разряда: «как залезть на стул?», «как поймать птичку?», «как починить игрушку?», «как надеть шляпу?», «как нарисовать солнышко?», но и предыдущие вопросы не исчезают из лексикона маленького человечка. Однако у детей с активным развитием именно вопрос «как?» выходит на передний план. Часто малыши такого возраста начинают интересоваться, как устроена та или иная вещь, поэтому разбирают игрушки, ломают кукол, по страничкам.

Вопросы «зачем?» и «почему?»

Эти вопросы занимают ум крохи начиная с четвертого года жизни. Несмотря на то, что многие родители ещё до этого рассказывают своим малышам о том, как все устроено, по-настоящему воспринимать получаемую информацию дети могут лишь тогда, когда сами начинают задавать подобные вопросы. И тут главное для родителей - подробно объяснять и рассказывать о том, что интересует ребенка.

Что делать, если малыш не задает вопросов

Что же делать, если ребенок не задает вопросов, которые присущи детям его возраста? Ведь невозможно заставить малыша задать вопрос, да и определенных тренировок для развития таких навыков попросту не существует. Можно попробовать задавать вопросы и отвечать на них вместо него.

К примеру, гуляя в парке, покажите малышу утку, плавающую в пруду и задайте вопрос «кто это?», после чего сами же на него ответьте – «это утка». По аналогии задавайте другие вопросы: «где бабушка?» - «бабушка ушла в магазин»; «почему плачет Костя?» - «потому что у него сломалась машинка»; «почему нужно одевать шапку?» - «потому что на улице холодно» и так далее.

Поскольку дети склонны имитировать поведение взрослых, существует большая вероятность того, что малыш будет не только слушать вас и копировать, но и сам научится задавать вопросы. Сначала это может быть чисто механическим действием, однако постепенно подключатся соответствующие структуры его головного мозга, и кроха будет задавать вопросы уже осознанно, желая получить необходимую ему информацию.

Виктория Грицук


Close