Начальное общее образование

Дошкольное образование

Тропинки

Психология и педагогика

Если ребенок левша, что делать?

Леворукость у ребенка – это нормальный вариант развития организма, а не вредная привычка или болезнь, как считали в прошлом. Как определить ведущую руку у ребенка и помочь дошкольнику и первокласснику? Рассказываем в нашем материале.

«У меня ребенок левша, что с этим делать?» - вопрос можно найти на форумах и в социальных сетях. Самым простым ответом на этот вопрос стало бы краткое: «Ничего», но в этом признании абсолютной нормальности явления не хватает рекомендаций.

Леворукость не означает, что ребенку так удобнее, это не просто предпочтение, но иной алгоритм работы мозга - у человека с ведущей левой рукой функции между полушариями распределены совсем иначе. Психологи и педагоги утверждают: леворукость - не привычка, не результат ошибок воспитателя в процессе дошкольной подготовки (да, и такие обвинения встречаются), ни в коем случае не болезнь. Это нормальный путь развития организма, который может зависеть и от врожденных генетических особенностей.

Какая леворукость существует? Связь с другими явлениями

Кроме леворукости генетической, выделяют леворукость социальную и патологическую.
10 лет назад ученые нашли т.н. «ген левшей» - LRRYM1, который играет ключевую роль при формировании эмоций и речи. Ген расположен во второй хромосоме. Один из его полиморфизмов ассоциирован с повышенным риском умственных расстройств, что абсолютно не означает необходимости переучивать ребенка - даже если полиморфия имеет место, что очень маловероятно, насильственное исправление ведущей руки приведет лишь к стрессу. Патологическая леворукость не передается по наследству, но может возникнуть в процессах внутриутробного развития или при рождении - в результате мозговой дисфункции.

Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания. П ереучивание леворукого ребенка может привести к существенному ухудшению психического и физического состояния . Такой процесс получил название «декстрастресс» - психофизеологическое напряжение, очень болезненное для ребенка, возникающей при давлении на леворукого «праворукой средой». Прямые следствия: проявление неврологий вплоть до депрессий, заикания, повышенных страхов.

Как определить у ребенка ведущую руку?

Когда у ребенка формируется ведущая рука?

Ведущая рука у детей формируется примерно к 4 годам. До этого возраста ребенок может менять руку, выполняя необходимые действия ситуативно, пользуясь то правой, то левой. Если к 4 годам ребенок выраженно предпочитает левую руку, то переучивать его ни в коем случае нельзя.
Редкий случай - амбидекстр (от лат. ambo - оба + dextri - правый), человек, у которого равно развиты обе руки.

Методы определения ведущей руки

    Положите перед ребенком несколько коробочек (подойдут даже спичечные). В одну из коробочек положите пуговицу или палочку и предложите ребенку ее найти. Ведущей считается рука, которой малыш будет открывать и закрывать коробочку.

    На толстом шнурке завяжите несколько узелков, предложите ребенку развязать. Ведущей считается рука, которой ребенок дергает и распутывает узелок (вторая просто держит шнурок).

    Поставьте перед ребенком несколько пузырьков или флаконов с легко отвинчивающимися крышами. Именно ведущая рука будет скручивать крышку, а вторая - держать флакон.

    Сыграйте с ребенком в мяч, предложив ловить и кидать его одной рукой, не называя - какой. Ребенок самостоятельно выберет руку, которой удобнее совершать активные действия.

    Накрывайте вместе на стол: пусть ребенок разложит салфетки рядом с каждой тарелкой. Ведущей рукой он будет раздавать, а второй держать стопку.

    Одни из самых простых способов - попросите ребенка похлопать в ладоши (ведущая рука сверху), переплести пальцы рук (сверху окажется большой палец ведущей руки), скрестить руки на груди (кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки).

    Малыша можно попросить погладить мягкую игрушку - действия совершаются ведущей рукой, пока вторая держит зверушку.

    Просовывает детали конструктора в отверстия, заводит часы, возит по поверхности машинку - все это ребенок делает активной рукой.

Как повысить эффективность обучения у леворуких детей?

Чтобы обучение было эффективным у леворуких детей необходимо задействовать в играх возможности правого полушария. Это означает работу с моделями, макетами, объемными предметами, схемами - лабиринтами или таблицами. При обучении дети, у которых ведущая рука левая, чаще ориентируются не на речь, а не чувственные ощущения - зрение, обоняние, осязание. Им нужно все потрогать, повертеть и изучить.

Об особенностях взаимодействия с детьми, имеющими разные стили обучения, смотрите в нашей инфографике в социальных сетях .

Чтобы леворукому ребенку было легче и интереснее понимать материал, предложите ему рисунки или наглядные пособия. На нашем сайте вы можете найти их по каждому предмету в специальном разделе: для начальной школы.
Еще одной особенностью леворуких детей по замечанию психологов является затрудненная работа в ситуации строгой дисциплины, соподчинения и ограниченных временных рамках. Им необходимо проявить свою инициативу, воспользоваться личными идеями и интуицией, поиграть с фантазией. Если это возможно, попробуйте индивидуальные занятия, где у ребенка будет возможность проявить и реализовать себя и свои замыслы.

Можно попробовать педагогические игры, способствующие самовыражению:

1. Игра «Я протестую» (7 - 8 лет)

Попросите детей плотно сжать губы и нахмурить лоб, чтобы появилось ощущение напряженности. В таком состоянии они перебрасывают друг-другу мяч, заканчивая фразу «Я протестую...». Например: «Я протестую против двоек!», «Я протестую против неудобной формы». При этом ребенок должен активно артикулировать и произносить фразу громко, чтобы высвободить негатив и эмоции.

2. Игры «Фыр-фыр» (от 6 лет)

Заранее подготовьте карточки с простыми слогами: «му-му», «ух-ух», «фыр-фыр» или «бу-бу». Ребенок берет карточку и произносит написанный на ней слог с определенным чувством, которое вы ему сообщаете. Например: «бу-бу» - радостно, «фыр-фыр» недовольно, «му-му» задумчиво.

3. Игра «Сложи картинку» (от 5 лет)

Эта игра имеет целью развитие умения сотрудничать в группе, используя для этого наглядные материалы.
Воспитатель или учитель берут несколько картинок животных, разрезая их на части: можно квадратиками, как в пазлах и на кубиках, можно - по частям тела (от головы до хвоста). Дети получают каждый одну часть, после чего необходимо восстановить исходную картинку. Важно, чтобы «руководство» не взял на себя один ребенок, а каждый положил свою часть самостоятельно.

1. Учимся высказывать свою точку зрения и выходим на значимые переживания.

Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин… Все эти великие люди были левшами. Невольно задумываешься: может быть, правы те, кто считает леворукость проявлением гениальности? Так или иначе, по данным исследователей разных стран, сегодня от 5 до 30% людей в мире – левши, и с каждым годом их становится всё больше. Как им помочь принять свою особенность, нужно ли их переучивать и есть ли особенности в подготовке и адаптации к школе таких детей, разбираемся в статье.

Почему возникает леворукость?

Леворукость не диагноз, а особенность развития, индивидуальный вариант нормы. Левши прибегают к помощи левой руки намного чаще, чем правой, однако это не единственное их отличие от правшей. Мозг леворуких людей тоже устроен по-другому. У правшей превалирует левое полушарие, отвечающее за правую сторону тела, а также логику и анализ. У левшей же всё наоборот: более сильно развита правая часть мозга, ответственная за левую сторону тела, образное мышление и воображение.

Исследователи выделяют несколько причин леворукости. Во-первых, это может быть генетическая особенность, наследственный признак. Во-вторых, леворукость «случается» как результат компенсации, возникшей из-за родовой травмы или патологии беременности на последних сроках. Также к развитию леворукости может привести травма правой руки, полученная в раннем детском возрасте. В ряде случаев леворукость – дело привычки: ребёнок повторяет за одним из родителей-левшей и постепенно привыкает к главенству левой руки.

Леворукость не следует путать с левшеством – специфическим типом нервной системы (прежде всего головного мозга), при котором ведущими являются левая рука, левая нога, левый глаз и левое ухо.

Левша или всё-таки правша?

Если ребёнок активно пользуется левой рукой, например держит в ней ложку, не стоит сразу утверждать, что он левша. У детей леворукость часто бывает временным явлением и свидетельствует лишь о том, что развитие межполушарного взаимодействия не закончено и доминирование левого полушария, а соответственно, правой руки в обеспечении двигательных функций (во время еды, при письме или рисовании и т.д.) не закреплено. В этом случае при постепенном увеличении функционального ресурса левого полушария нередко происходит «чудесное перевоплощение» левши в правшу. Утверждать на все сто, что ребёнок левша, можно только после 5 лет – к этому времени созревает правое полушарие.

Истинных левшей – тех, у кого правят бал не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо, – выведет на чистую воду простой тест: попросите малыша обеими руками взять будильник и послушать тиканье часов. Ухо, к которому ребёнок поднесёт будильник, и будет «ведущим». Для вычисления «ведущего» глаза сверните лист бумаги в трубочку и попросите ребёнка взглянуть через «подзорную трубу» на окружающие его предметы. Если ребёнок поднесёт её к левому глазу – он точно маленький левша.

Особенности леворуких детей

Как показывают исследования нейропсихологов, у истинных левшей мозговая организация совершеннее, чем у правшей. У них отлично развито мозолистое тело – особая зона, которая отвечает за взаимодействие полушарий головного мозга. Также у них симметрично расположены речевые зоны, тогда как у правшей они главным образом локализованы в левом полушарии. Благодаря всему этому истинные левши быстрее обрабатывают информацию, легче адаптируются в праворуком мире и нередко бывают талантливы в самых разных сферах.

Другое дело, когда леворукость – следствие родовой травмы. При таком раскладе правая рука оказывается слабее левой и хуже слушается, поэтому ребёнку приходится использовать генетически не ведущую левую руку. В отличие от истинных левшей, компенсаторным сложнее в обучении: задержка речевого и психического развития – частые диагнозы-спутники таких детей. У компенсаторных левшей мозг работает буквально «на износ», им необходима нейропсихологическая помощь. Что интересно, в противоположность истинным левшам, которых переучивать ни в коем случае нельзя, левши компенсаторные в результате специализированных тренировок вполне могут поменять ведущую руку и «перенацелиться» на правую.

Почему не стоит переучивать истинного левшу?

В советское время в отношении детей-левшей ни у родителей, ни у педиатров даже не возникало сомнений: рецепт был один – переучивать. Но всё же физиологами и психологами было доказано, что переучивать леворуких детей не стоит. Навязывание левшам противоречащих их природе навыков приводит к стрессу и негативно отражается на психологическом и физическом самочувствии. Последствиями переучивания могут стать: задержка физического развития, нарушение речи и мыслительных процессов, дислексия и дисграфия, нарушение сна и аппетита, резкая смена настроения, вспыльчивость и раздражительность.

В книге известного учёного-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Леворукий ребёнок» отмечено, что у левшей, которых переучивают, часто возникают и более тяжёлые состояния:

  • астенический синдром, симптомами которого становятся повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Письменные домашние задания выполняются с особенным трудом: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений, а повторное переписывание только ухудшает результаты;
  • школьные страхи – страх перед неудачей, перед письменной работой. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей;
  • невроз навязчивых состояний – он возникает в семьях,где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни;
  • невротический энурез (мочеиспускание), который вызывает у ребёнка чувство вины, страх неизбежности наказания и добавляет неприятностей с обучением;
  • невротическое заикание – оно усиливается после напряжённого выполнения письменных заданий правой рукой;
  • невротические тики – непроизвольные мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подёргивание носом, которые окружающие нередко принимают за кривлянье, дурачество;
  • истерические неврозы, которые могут проявляться в виде разных симптомов: истерической слепоты, рвоты, психомоторных припадков и т.п.

Как помочь малышу в обучении

Леворукие дети нередко испытывают сложности во время дошкольной подготовки и непосредственно учёбы. Им труднее выполнять задания: они медленно пишут, читают, им, как никаким другим, очень важен индивидуальный подход к освоению учебного материала – такой, какой в полной мере обеспечивает образовательная система «Начальная школа XXI века». При обучении леворуких детей чтению родители сталкиваются с нарушениями пространственного восприятия, например ребёнок переставляет буквы местами, перескакивает через строку и даже читает текст зеркально. Почерк у левшей неустойчивый, с изменяющимся наклоном и неравномерными штрихами, одна из частых проблем – зеркальное письмо.

(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

  1. Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
  2. Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
  3. Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками. Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
  4. Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
  5. Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
  6. Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.

Мария Березовская

Какая ручка правая, а какая – левая? Малыш не может разобраться, мама тут же подсказывает: «Правая та, которой пишешь или держишь ложку». А если все наоборот? У всех свои особенности развития. Ребенок-левша – как воспитывать такого малыша?

Что значит, ребенок правша или левша?

Многим кажется, что правши отличаются от левшей только выбором ведущей руки, однако данное распределение проходит на совершенно ином уровне. Особенность ребенка-левши состоит в доминантной работе правого полушария мозга. Леворукость – это не порок, а врожденный фактор. Также известны случаи, когда активизация работы правого полушария начинается после травмы его левого «брата»: мозг компенсирует потерю и включает свои резервы.

Как понять, что ребенок – левша

С доминантной рукой некоторые дети не могут определиться до 6-7-ми лет. Если ваше чадо из этой категории, то он может в итоге оказаться амбидекстром – человеком, который свободно владеет обеими конечностями . В большинстве же случаев, работа ведущего полушария проявляется раньше: ребенок до года тянется к игрушкам левой рукой, детки постарше предпочитают держать в ней ложку во время еды, а дошколенок во время рисования берет в левую руку карандаш. Небольшое тестирование поможет вам определить, что ребенок – левша:

  • попросите кроху погладить кошку (или плюшевого зверька);
  • поиграйте в «Сороку»;
  • предложите открутить крышку на бутылке.

Какой ручкой ребенок выполняет задание, та и ведущая.

Поведение ребенка: как узнать левшу

Наблюдательные родители скажут, что поведение левшей отличается от особенностей правшей.

  1. Леворукий ребенок более упрямый.
  2. Детки-левши хорошо ориентируются в пространстве: им легко дается геометрия, они хорошо рисуют, любят лепку. При этом арифметика для левшей достаточно трудна.
  3. Ребенок с доминантным правым полушарием – это маленький философ. Он быстро схватывает суть рассказов, любит обобщать, рассуждать. В некоторой степени эта «целостность» мешает ему обучиться поэтапному чтению.
  4. Из особенностей развития детей-левшей многие отмечают трудность овладения речью, как устной, так и письменной.
  5. Ребенок с ведущей левой рукой очень доверчив и общителен: у него много друзей, он готов делиться всем и со всеми и при этом он постоянно «витает в облаках». Если работа требует самоконтроля, то с ней малыш, конечно, справится, но будет делать все очень долго.
  6. Левши очень ранимы и обидчивы: если они с кем-то поссорились, то помириться первыми им очень трудно.

Что делать, если ребенок – левша

  1. Переучивать ли ребенка-левшу – это волнует всех родителей особенных деток. Переучить, конечно, можно, но зачем? Вкладывая ложку в правую руку или ругая за карандаш в левой, вы пытаетесь перестроить работу мозга. Возможно, вам удастся дать импульс к работе левому полушарию, но от этого начнет страдать общее развитие малыша, в частности речь. Вы же знаете, что центр развития речи напрямую связан с пальчиками?
  2. Наиболее неудачным приемом воспитания является сравнение. Упрекать ребенка за то, что он в 5 лет никак не может выучить буквы, сравнивая малыша с другом-правшой, – это своими же руками занижать самооценку собственного сына или дочки. Занимайтесь с ребенком тем, что у него получается лучше, например, музыкой или рисованием, а чтение и письмо он наверстает в школе.
  3. Не акцентируйте внимание своего левши на его особенности. Ребенок прекрасно видит, что он отличается от других. Он не лучше и не хуже, он обычный ребенок. Не воспринимайте леворукость как порок и не настраивайте на это собственного малыша.
  4. Особое внимание надо уделять чаду, когда начинается учеба в школе. Как учить ребенка-левшу писать? Некоторые детки в силу особенностей работы мозга начинают использовать метод зеркального отражения, а другие меняют наклон букв. Над почерком таких школьников надо работать. Есть специальные прописи и ручки для леворуких ребят.

У каждого малыша свои особенности развития. Ребенок-левша ничем не хуже правшей , возможно, в некоторых моментах он даже более успешный. Примите свое чадо таким, какой он есть, и занимайтесь с ним, развивая таланты.

Это очень просто. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Известно, что уже в возрасте 5-6 месяцев дети предпочитают одну из рук. Но действия эти еще очень просты. И разобраться, какая из них ведущая, в это время невозможно.

В четыре года малыш уже четко определяет для себя ведущую руку. Окончательно предпочтение формируется и закрепляется к пяти годам. И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Какой рукой ребенок рисует?
В какой руке держит ложку?
Какой рукой бросает камень?
В какой руке он держит зубную щетку?
Какой рукой забивает гвоздь молотком?
В какой руке держит ластик, когда стирает?
Какой рукой причесывается?
Какой рукой раздает карточки?

Посмотрите, как ребенок выполняет специальные задания, разработанные психологами для выявления ведущей руки. Вот некоторые из них:

  1. Попросите ребенка построить колодец из спичек. Та рука, которая чаще выполняет активные действия, и есть ведущая.
  2. Посмотрите, как малыш аплодирует. Если ребенок бьет правой ладошкой по левой, то он праворукий, если наоборот — леворукий.
  3. Детям постарше можно предложить переплести пальцы рук. Считается, что сверху будет находиться ведущая рука. По этому же принципу работает и так называемая "поза Наполеона".
  4. Можно дать малышу задание завести часы. Если он работает левой, а держит часы в правой руке, то он леворукий, и наоборот.

Более подробный перечень вопросов содержат специальные опросники, которые помогут родителям узнать, является их ребенок леворуким, праворуким или амбидекстром. Амбидекстр — это человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками, без выраженного предпочтения одной из них).

Леворукими рождаются или становятся? Верны оба утверждения. Дело в том, что выделяют два типа левшества.
Первое — естественное, наследственное. Оно генетически обусловлено. Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или амбидекстры.
Второе — патологическое. В этом случае леворукость является результатом перенесенных травм, патологически протекающей беременности, повреждения определенных мозговых центров во время родов.
Также предпочесть левую руку могут праворукие дети после травмы правой руки. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею действия больно. И он старается работать левой, хотя это и дается ему тяжелее. И это как раз тот случай, когда ребенка переучивать на правшу целесообразно. И чем раньше — тем лучше. Но о переучивании немного позже.

Развитие леворукого ребенка

У леворукого ребенка наблюдаются некоторые особенности развития. У малыша медленнее формируется фонематический слух, он хуже ориентируется в пространстве. Или даже иначе воспринимает пространство.

Да, среди левшей много талантливых людей. Это так же верно, как и то, что левши часто испытывают затруднения еще на этапе подготовки к школе. И задача родителей сделать так, чтоб малыш не отстал от сверстников, чтоб у него вовремя сформировались все навыки и умения.

Общеизвестно, что для правильного формирования речи ребенку полезно уже с самого раннего возраста читать книги. Специалисты считают, что чтение вслух благоприятно отражается на развитии маленького человека. При этом чтец должен четко произносить все звуки, не спешить. Слушатель должен успевать понять прочитанное.

Старайтесь больше разговаривать с ребенком. При этом тоже нужно четко произносить все звуки. Произносите слова неторопливо, чтобы малыш мог усвоить информацию. Не глотайте слоги, делайте паузы.

После 3-4 лет крохе уже хочется вволю поговорить самому. Не отмахивайтесь от ребенка, найдите время для обстоятельных обсуждений всего, что волнует малыша.

  1. Растянуть губы в улыбке.
  2. Вытянуть губы трубочкой.
  3. Растянуть губы в улыбке, потом вытянуть их трубочкой.
  4. Закрыть и открыть рот.
  5. Вытащить язык изо рта в форме "лопаты".
  6. "Свернуть" вытянутый язык трубочкой.
  7. Поболтать языком вверх-вниз.
  8. Попробовать дотронуться языком до кончика носа, а потом до подбородка.

Ничто так не подготовит руку к письму, как упражнения, развивающие мелкую моторику. Предоставьте малышу возможность манипулировать мелкими предметами: научите его шить, вышивать, нанизывайте вместе бусы, собирайте мозаики, делайте всевозможные панно из природных материалов. Полезно даже перебирание фасоли или крупы. Покупайте специальные книжки с развивающими упражнениями. Очень полезно рисовать по точкам, заштриховывать фигуры, раскрашивать картинки.

Развить координацию движений, внимание, усидчивость, столь необходимые в школе, помогут танцы, художественная гимнастика и другие виды спорта.

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой. Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны.

Как надо писать левой?

Ручка кладется сверху на ногтевую фалангу среднего пальца. Большой палец придерживает ручку, а указательный палец кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от шарика.

Существует два правильных способа писать левой рукой.

  1. Кисть с ручкой располагается над строкой. Этот способ интуитивно открывают для себя многие леворукие дети. Однако при этом учащемуся приходится выворачивать кисть.
  2. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Тетрадь лежит с наклоном вправо. Правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, направлен к середине груди. Ребенку при этом не приходится выворачивать кисть. Он может ориентироваться на образец и не накрывает только что написанный текст. Некоторым минусом такой техники письма будет наклон влево. Правда, леворукий ребенок писать с наклоном вправо и не должен.

Почему опасно переучивать левшу?

Сейчас левшей нив детских садах, ни в школах не переучивают. Однако до сих пор встречаются воспитатели и учителя, уверенные в том, что это необходимо. Да и бабушки порой слишком настойчиво говорят: "Возьми ложку в правую руку!" Однако делать этого не следует. Почему?

При насильственном обращении в праворукость у детей могут появиться нарушения сна и аппетита, головные боли, страхи, энурез, нервные тики, вялость, апатия или повышенная возбудимость, раздражительность. Психолог Олеся Сысак поясняет: "Работой правой руки управляет левое полушарие головного мозга, а левой руки — правое. Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое и абстрактное мышление, языковые способности, чтение, письмо, запоминает факты, даты, имена. Это полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Правое полушарие ответственно за образное мышление, эмоции, обработку невербальной информации, музыкальные и художественные способности. Таким образом, принято считать, что у левшей больше развито творческое начало, а у правшей — логика.

Когда родители хотят переучить своего ребенка с левой руки на привычную им правую, ими руководит внутренний мотив, который им самим же непонятен, так как он сформирован на уровне их же воспитания. Ведь в свое время их родители очень болезненно относились к тому, что ребенок вдруг начинал выполнять действия левой, а не правой рукой. Это означало, что он уже чем-то не похож на других детей. А отличаться от общей массы людей было раньше просто неприемлемо. И до сих пор эти пережитки не дают некоторым из нас почувствовать себя свободными, разрешить себе и своему ребенку быть таким, каким „я хочу быть“, а не таким, каким меня хотят видеть окружающие."

Иногда ребенок, увидев, что он пишет не так, как все, задастся вопросом, почему он именно такой, или даже захочет научиться писать "как все". В этому случае родителям нужно убедить малыша, что писать правой необязательно, но он может попробовать, если хочет. Нужно продемонстрировать ему свою любовь, чуткость, понимание, лишний раз сказать: "Ты — самый-самый лучший!", "Мы любим тебя!". "Для ребенка важно абсолютное приятие, и тогда не возникнет никаких преград на дороге жизни", — поясняет О.Сысак.

Уделяйте своему ребенку больше времени, дарите теплоту и внимание. Работайте над повышением его самооценки. Говорите, что он самый, лучший, красивый и любимый на свете. Ваша любовь поможет ему пройти через любые испытания и преодолеть все трудности.

Комментировать статью "Леворукий ребенок в праворукой семье"

Про леворукость.. ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения: Леворукий ребенок в праворукой семье.

Пишет, рисует, ест левой рукой. Если до 2-3 лет еще чередовал руки, то сейчас уже всё очевидно. Вот и думаю,я-то не требую,а в школе будут ли переучивать писать правильно символы? Мои,в принципе, нормально справляются с предметами из праворукого мира...

научиться писать левой рукой?. -- посиделки. О своем, о девичьем. научиться писать левой рукой? Тема не страдательная, а развлекательная, жуем семки и делаем ставки! Правой действительно удается хоть медленно, но мелко и правильно.

Леворукий ребенок в праворукой семье. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею Почему опасно переучивать левшу? Сейчас нив детских садах, ни в школах не переучивают.

Леворукий ребенок в праворукой семье. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую Таким образом, если ваш ребенок...

Леворукий ребенок в праворукой семье. Аверьянова Василиса. Ваш ребенок левша? Леворукий ребенок в праворукой семье. Ваш ребенок левша? И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Посоветуйте пожалуйста, что почитать на эту тему: как правильно должны писать левши, как класть тетрадку, должны ли соблюдать наклон или нет? ну и все по этой теме. У моего сына оборукость: пишет левой, а, например, ножницы держит в правой руке.

дочь пишет левой рукой, ест левой, а вот ножом палочки строгает правой. Он у нас 100% праворукий ребенок, ничего делать левой рукой не может и тп. (никогда даже и не пытался). Как правильно воспитывать ребенка - левшу. Почему я левша, а другие дети нет?

Но пишет левой рукой, невролог сказала тогда еще нам, чтобы ни в коем случае не переучивали. Леворукий ребенок в праворукой семье. Развитие леворукого ребенка. Как надо писать левой? Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или...

как пишут левши? У меня дочка левша, 5 лет. Выучили печатные буквы, сначала по точкам, вроде, обводила так, как я показывала, но теперь, когда пишет самостоятельно, каждую букву пишет справа налево, например, букву М начинает писать со второй вертикальной линии...

ЛЕвой рукой писать слева направо неудобно, вот писать по-арабски левой как раз удобнее, потому что справа налево. Эффективны при переучивании в случае закрепления неправильного стереотипа. Леворукий ребенок в праворукой семье.

Чтобы руку не выворачивала, чтобы чернила рукой не смазывала, чтобы тетрадь держала правильно? Леворукий ребенок в праворукой семье. Ребенок заартачился сам, ни в какую не хотел держать ручку в левой руке, истерил, писал только правой.

а у кого ребенок наследственный левша?. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие Леворукий ребенок в праворукой семье. Аверьянова Василиса.

Как научить писать левшу?. Ребенок-левша. Детская психология. Но сам склоняется к левой поэтому сказано не трогать и принимать выбор ребенка. Леворукий ребенок в праворукой семье. Как научить писать левшу?

3. Медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала Леворукий ребенок в праворукой семье. Как распознать леворукого ребенка.

Егор(5,3) пишет печатные буквы и цифры снизу вверх, т.е. не в общепринятом пордяке? Дайте ребенку для копирования любую детскую пропись - лучше разворот двух страниц прописи для дошкольников, которую ребенку интересно будет заполнять своими значками.

Посмотрите другие обсуждения: Леворукий ребенок в праворуком мире. А другу моему праворукому, наоборот пришлось переучиться на Леворукий ребенок в праворукой семье. Ваш ребенок левша? Обычно леворукие родители морально готовы к рождению малыша, у...

Леворукий ребенок в праворукой семье. НО ЗАНИМАТЬСЯ обязательно надо!!! А есть тут левши? Я читала книжку М. М. Безруких " Леворукий ребенок в школе и дома ". ЬТАм много полезной инф-ции, тестов для определ. ведущей руки, упражнения для занятия с детьми и...

Переучивание. Ребенок - левша. Детская психология. Леворукий ребенок в праворуком мире. Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в (Сама переученная - левая рука вообще не работает.

И все же как правильно определить левша или правша? Если ребенок с 1года держал ложку и в левой и в правой руке, а потом бабушка стала постоянно давать ложку в левую руку (дед левша),и теперь мой ребенок пишет только левой Леворукий ребенок в праворукой семье.

Проблема адаптации ребёнка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм (необязательно патологическое) вызывает у них опасения. Как формируется леворукость? Учёные до сих пор не знают ответа на этот вопрос. В ХХ веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Леворукий ребёнок.

Проблема адаптации ребёнка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм (необязательно патологическое) вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся, во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Чаще других под подобную «перековку» попадают леворукие дети. Но вот стоит ли подвергать их такому «перевоспитанию»?

В обществе сложилось не одназначное отношение к леворукости, одни считают это серьёзным недостатком, другие – проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.

Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Иначе как объяснить существующие в разных языках, у разных народов и в разных культурах негативные значения слов левый и леворукий? В латинском, греческом, французском, немецком, английском, китайском языках синонимами слова левый являются фальшивый, незаконный, неловкий, неумелый, неуклюжий и даже злой, подлый, нечестный. Правое и левое всегда противопоставляются, хотя вполне возможно, что за положительными (правыми) и отрицательными (левыми) характеристиками нет негативного отношения именно к леворукому человеку. Сами же символические ряды, связанные с правым и левым, в разных культурах, разделённых пространством и временем, очень сходны. Так, древние греки ассоциировали правое с ограниченным, единственным, мужским началом, с покоем, светом, добром, а левое – с неограниченным, множеством, с женским началом, движением, тьмой, злом.

Негативное отношение к леворуким в нашей стране имеет свою историю. В 1924 году доктор А.Капустин в работе «Детская леворукость и проблема воспитания левой руки» представил результаты исследования левшей в неврологической клинике. Его вывод: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, т.е. обладать хорошим физическим развитием высокой степенью одарённости, но чаще всего (приблизительно в ¾ случаев) левша всё-таки есть - дегенерат». Обследование проводилось в неврологической клинике, т. е. среди больных детей, поэтому столь резкая оценка не имела никаких оснований.

К сожалению, представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития существуют и сегодня, несмотря на то, что специальные психологические исследования доказали их несостоятельность.

Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий – это, по-видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран - от5% до30%. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, т.е. наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстеры - люди, одинаково хорошо владеющие и той и другой рукой.

Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто «агрессивность» праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

Происхождение леворукости

Как формируется леворукость? Учёные до сих пор не знают ответа на этот вопрос. В ХХ веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, её движения – более точными. Ещё популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали своё сердце щитом, а значит, держали его в левой, пассивной руке. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остаётся непонятным, почему большинство женщин – праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки.

Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, учёные признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% - если один из родителей леворук и 6,3% - если в семье нет леворуких.

Челевеческий организм – большая загадка для самого человека.

Кто такой левша?

Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга. Обычно доминирует какая-то одна половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет - левое полушарие, а левой – правое. Учёные выделили степени доминирования: сильно выраженная («стопроцентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества» - например, ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая правая рука и т.п.). А люди, так называемые амбидекстеры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но их количество растёт.

По признаку ведущей руки человечество можно разделить на 5 групп:

Сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука)

Сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука)

Не выражено праворукие (отдают предпочтение правой руке)

Не выражено леворукие (отдают предпочтение левой руке)

Амбидекстеры (одинаково хорошо владеют обеими руками)

Как же выяснить к какому типу относится человек?

Если человек – «стопроцентный» правша , у него наблюдаются следующие признаки :

Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой

Трубку телефона прикладывает к правому уху

Ведущие глаз, ухо – правые

Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с неё человек начинает идти).

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например)- это более (или менее) выраженный левша. Таких людей учёные называют « скрытыми левшами». Учёные, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей -62%! Т.е. больше половины здоровых людей! У разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, но всё равно получается, что левши составляют около половины общего населения. Большинство людей являются «частичными» левшами, (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый). У маленьких детей скрытая леворукость – явные признаки ведущего правого полушария, наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстерами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша будет ведущей. Учёные выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они не доказаны и спорны):

Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)

Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в «правильную» руку, наказывают за проявления леворукости)

Передаётся генетически по наследству, причём это может произойти через поколения.

Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос «откуда берутся левши?» нет точного ответа.

За что отвечают полушария?

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную – осязательную). При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передаёт команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.

Левое полушарие

Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нём расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая всё то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. Но на это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Оно отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие

Правое полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, (т.е. левши и амбидекстеры при тестировании справляются быстрее), принимает участие в адаптационных процессах, отвечает за эмоции, интуитивные способности, «помогает» понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентации). Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро.

Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление. Правому полушарию соответствуют такие характеристики - как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова «эврика!»), параллельное (одновременное, а непоследовательное), дедуктивное. Его ещё называют эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление.

Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие даёт нам возможность мечтать и фантазировать.С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству. Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные люди больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов-композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. «правополушарные» люди.

Любая деятельность «делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Как в одном, так и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Но ведь ребёнок рождается с двумя правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает «леветь». При доминировании левого полушария испытывается счастье, наслаждение, при доминировании правого – печаль, страх. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей. Толчком для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребёнком самого себя. Поэтому после кризиса трёх лет и начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами», вернее «праворукими» и «леворукими» детьми. Причём при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария – левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.

Ребёнок «правополушарный» - левша - намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одарённые и очень эмоциональные дети. Они уже с трёх лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух, но в тоже время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков. Такой ребёнок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчивый в осуществлении желаний.

Есть данные о том, что среди леворуких детей:

Высок процент детей с особенностями развития ЦНС (центральной нервной системы),

Много детей с асинхронным развитием некоторых психических функций

Высокая эмоциональность

Отставание в развитии психомоторных функций

Отставание в развитии пространственного восприятия.

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребёнка, надо быть очень чутким и доброжелательным с ним.

Как надо вести себя родителям с ребёнком – левшой.

Создать благоприятный климат для него в семье.

Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства стараться завуалировать какой-нибудь игрой.

Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, ноне стремиться «приготовить» вундеркинда.

Стараться чаще делать малышу сюрпризы.

Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.

Ни в коем случае не обучать ребёнка до школы чтению, письму, и иностранным языкам, т.е. том, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Как не надо вести себя с ребёнком левшой.

Не пытаться скрыть свои насмешки по поводу того, что ребёнок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.

Лишний раз подчёркивать всё это при знакомых или посторонних людях.

Делать всё возможное, чтобы переучить ребёнка.

Наказывать, когда он не поддаётся обучению.

Стараться доводить его до слёз и вызывать своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.

Быть сухим и педантичным, общаясь с ним.

Стремиться довести его талант до совершенства, всё время предъявляя завышенные требования к нему.

Создать такую обстановку для ребёнка, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днём, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.

Такое воспитание является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у ребёнка.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или не желания ребёнка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости- комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов. Особенности межполушарной ассиметрии наиболее ярко проявляются в познавательной деятельности леворуких детей и могут привести к трудностям при овладении грамотой. Знание особенностей познавательной деятельности дошкольников-левшей позволит организовать коррекционно-педагогическую работу по предупреждению возможных трудностей при обучении их письму и чтению.

Какие проблемы возникают у левшей и амбидекстеров?

Обучение письму и грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с наклоном, держать ручку определённым образом и т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Дети могут писать в зеркальном отражении – это говорит о том, что у ребёнка ещё окончательно не сформировалось распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за «правильность» не стоит. Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до девяти (у каждого индивидуально) возникают проблемы. Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления. Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно, просто обучение в школе строится с учётом особенностей восприятия правшей, а леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал. У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика хромает. Установлено, что у левшей чаще, чем у правшей возникают специфические формы дизонтогенеза, проявляющиеся в речевом недоразвитии, нарушении чтения, письма, счёта, оптико-пространственных, психомоторных функций и т.д. Леворукость является фактором риска при обучении письменной речи не сама по себе, а в связи с определёнными нарушениями и отклонениями в развитии ребёнка. Далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью, особенно если в дошкольном возрасте уделялось внимание психическому развитию такого ребёнка. В основе нарушений письма и чтения лежит комплекс факторов, а специфическая функциональная организация мозга у левшей может быть лишь одним из них.

Исследованиями доказано, что леворукие дети обладают определённой спецификой познавательной деятельности. Внимание левшей недостаточно устойчиво, ребёнок не может длительное время концентрироваться на одном объекте, отмечается снижение скорости распределения и переключения внимания. Леворукие дети не могут быстро ориентироваться в ситуации и быстро переходить от одной деятельности к другой. Они испытывают трудности концентрации внимания на нескольких объектах. Левшам сложно одновременно совершать ряд действий и следить за несколькими явлениями, не теряя ни одного из поля своего внимания. Особенности восприятия леворуких дошкольников проявляются в замедленном осмыслении взаимоотношений между частями целого изображения, в снижении способности к дифференцированному восприятию. У левшей несколько снижен объём кратковременной, долговременной, произвольной образной памяти. У левшей отмечается особая стратегия переработки информации- присутствует аналитический стиль познания.В процессе решения поставленных задач левши склонны обращать внимание на детали, застревать на составляющих компонентах, при этом целостная картина зачастую получается неточной, иногда искажённой. У большинства левшей наблюдаются трудности в различении правого и левого направлений пространства и в целом худшее выполнение пространственных задач. Поэтому леворуким в большей степени свойственны затруднения при овладении навыком письма. Зрительно-пространственные функции у левшей, как и у праворуких выполняются правым полушарием мозга, в то время, как задания по зрительно-пространственной ориентации лучше выполняются такими детьми левой рукой. Поэтому переучивание леворукого ребёнка часто сказывается не только на его речевых способностях, но и нарушает процесс овладения ориентацией в пространстве, т.к. угнетаются функции правого полушария. При этом страдает зрительно-двигательная координация, умение анализировать пространственные отношения между объектами, ослабляется внимание, замедляется темп интеллектуальной деятельности. Дошкольники-левши значительно отстают от правшей в развитии тонко координационных движений руки. У них часто наблюдается тремор, движения нечёткие, медленные, неловкие. Нередко ребёнку для выполнения задания необходимо несколько попыток, во время работы он напряжён, нервничает, движения скованны. Исследования зрительно-моторной координации леворуких дошкольников показали трудности копирования, которые проявляются в нарушении пропорций, размеров, направления движений. При копировании фигур линии «дрожжащие», с разрывами дополнительными штрихами, отмечаются неточности соединения углов фигур. Время выполнения заданий по копированию значительно превосходит время аналогичной работы правшей. Леворукие дети эмоционально чувствительны, ранимы, тревожны, раздражительны, у них снижена работоспособность и повышена утомляемость. У детей с вынужденной леворукостью, почти всегда можно наблюдать снижение адаптивных возможностей, повышенную возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства. Характерным для леворукого ребёнка можно считать асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия. Для повышения эффктивности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщённость, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью на занятиях с такими детьми полезно использовать различные модели, макеты и схемы. Обучая и развивая леворукого ребёнка, следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагога должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью.

Одним из основных условий и показателей хорошего психического и нервно-психического развития ребёнка является своевременное и разностороннее развитие его движений. У леворукого ребёнка особое внимание нужно уделять развитию движений руки. С раннего детства тренировать пальцы рук, можно уже с 2-3хмесячного возраста используя такие приёмы массажа как поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью, поглаживание каждого пальца в отдельности и т.п. С десятимесячного возраста малышу можно давать перебирать сначала яркие крупные предметы, затем боле мелкие. Полезны для тренировки пальцев различные игры, сопровождаемые стихами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, лепка, работа с ножницами, шнуровка, завязывание различных узлов, нанизывание бус и т.п.

Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая «рукость») является отражением мозговой организации психической деятельности человека. Её нельзя изменять по усмотрению, т.к. любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через несколько лет.

Цена переучивания

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой, но изменить его биологическую суть нельзя, тем не менее до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей можно, но вот правы ли они? Произвольная смена рук приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Вот некоторые его проявления: нарушения сна, нарушение аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, заикание, дневной и ночной энурез, тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность, укачивание в транспорте, неусидчивость, заторможенность, ухудшение зрения, аллергические реакции, повышенная чувствительность к жаре, запахам.

Учить ребёнка ориентироваться в пространстве, правильно сидеть при письме, правильно держать ручку необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. В этот период (4-6 лет) очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребёнка, особенно левши, к письму. Самый простой и эффективный способ- раскрашивание карандашами. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает её движения более сильными и скоординированными. При подготовке руки к письму используют такие приёмы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание, завершение узора или орнамента из прямых и изогнутых линий и т.п.

При воспитании и обучении леворукого ребёнка задача взрослого - развить в нём чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов и т.п. Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребёнок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, расположенным по тому же принципу.

Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребёнка-левши и подготовить его к овладению школьной программой. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учереждениях. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребёнку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем - справиться с трудностями школьного обучения.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже книги по этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребёнка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Некоторые признаки леворукости у ребёнка можно уловить в самом раннем возрасте. Однако, по мнению большинства исследователей, до 4-5 лет делать какие-либо прогнозы малоэффективно. Начиная с 4-5 месяцев и до 2 лет, у ребёнка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 с 4 лет руки малыша практически равноценны и одинаково активны, причём большая часть действий совершается обеими руками, и только после этого возраста, то есть с 4-4,5 лет, формируется стойкое предпочтение одной из них.

Традиционно после 5 лет используют тесты для выявления леворукости:

Набор тестов М. Озьяс (французская исследовательница): завинтить крышки на бутылках, зажечь спичку, разрезать бумагу ножницами, почистить обувь щёткой, намотать нитку на катушку, позвонить колокольчиком, отвинтить гайку, достать бусинку ложкой из стакана – все действия непривычны и ненатренированы и дают наиболее ёмко картину рукости ребёнка.

Левша, правша или амбидекстер? (тесты)

Тестируется один ребёнок, чтобы исключить «обезьянничанье». Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

1.Переплетите пальцы рук в «замок». Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.

2. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху - ведущая.

3.Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу - признак амбидекстера, тоже относится и к взрослым, апплодирующим обеими руками.

4.Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.

5. Испытуемому дают два карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки могут быть медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более чёткие. Малыш тоже может попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.

6. Если ребёнок уже умеет писать, попросите его написать его имя одновременно обеими руками. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут в зеркальном отражении, а с открытыми как обычно.

7. Ребёнку предлагают несколько коробков. Задание: «найди спичку в одной из коробочек». Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достаёт и т.д.).

8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.

9.Чтобы выяснить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая - она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

10. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребёнку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги и т.д.). Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстеры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.п.

Если ребёнок нормально развивался, а в семье (даже среди дальних родственников) есть леворукие, можно говорить о генетически закреплённой или «наследственной» леворукости. Если же в семье не было леворуких, и в развитии нервной системы ребёнка отмечалась патология, скорее всего, у него «компенсаторная» леворукость. Почему так важно это разделение? Во-первых, это поможет объективно оценить состояние и поведение ребёнка. Во-вторых, подскажет взрослым, как вести себя с крохой, учитывая его возможности и особенности. Дети, с генетически закреплённой леворукостью, могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с компенсаторным вариантом чаще всего имеют неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрирования внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

Леворукий ещё не левша

Обозначая человека, предпочитающего действовать левой рукой, его обычно называют левшой. Но если быть строгим в определениях, это не совсем точно. Левшество,в отличие от леворукости,- это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу или глаз предпочитает человек. Стоит заметить, что абсолютно левшей- людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела,- очень мало.

Что делать, если ребёнка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребёнок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придётся смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1-гокласса всё налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых). Но в ситуации, когда ребёнок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение её использовать может снять многие проблемы. Если ребёнка переучивали, он пользуется правой рукой, но ещё не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведёт к решению и предупреждению многих проблем. Стремление сделать леворуких «такими, как все», «выровнять», а иногда ещё и «гармонично развить» создало проблему их переучивания. У нас только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей в детском саду и в школе. Всё реже встречаются семьи, где ребёнка переучивают родители, однако нередко упорствуют бабушки и дедушки.

Я хочу, чтобы вы учли такой момент, он очень важный. У левшей в отличие от правшей не возникает «сам по себе» тот объём упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет успешно жить и взаимодействовать в обществе. Поэтому, обучая левшу, следует дополнительно максимально автоматизировать как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. Помните, например, что левая рука обладает большими потенциальными возможностями, например, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.

Полезный совет: чтобы научить ребёнка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача - буквально заставить тело ребёнка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

Действительно, леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. Мы знаем множество замечательных спортсменов музыкантов, художников, врачей, журналистов- левшей.

Во многих странах уже с начала ХХ века не только не переучивают леворуких, но и стараются создать все условия для их нормальной жизни. Казалось бы, мелочь - ножницы или швейная машинка для леворуких, однако это не просто облегчает им работу, но свидетельствует о внимании общества к нуждам каждого человека. За рубежом - существует специальный комплекс мероприятий для создания благоприятной среды развития и жизни леворуких людей: магазины, мебель, бытовая техника. Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная, всё обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своём игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правом полушарии мозга. До сих пор ещё существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания.

Ребёнок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь). В связи с этим несколько слов о раннем обучении детей, становящемся всё более модным. Всегда ли оно обосновано? Может быть в данном случае нарушается столь важный принцип воспитания, как своевременность. Татьяна Везель в своей статье «Левша- это хорошо или плохо?» (журнал «Материнство») пишет: «В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малыша читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет. Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то всё в порядке, если нет, то левополушарный крен может «заблокировать» правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обеднённой. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди.

Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих минусов можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга ребёнка работали гармонично. А для этого нужно именно гармоничное развитие, без узкой специализированной направленности, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребёнка, но и его эмоциональным и физическим развитием. Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны, это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.

Литература :

В.А. Айрапетянц «Леворукость у детей и подростков».

В.А.Айрапетянц «Функциональная ассиметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких детей».

М.М. Безруких, М.Г.Князева «Если ваш ребёнок левша».

Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова «Функциональная ассиметрия человека», «Загадки левшей».

И.Макарьев «Если ваш ребёнок- левша».



Close